Робингуды возвращаются

Парламентарии предлагают дифференцировать ставку налога в зависимости от доходов граждан, как это было в России до 2001 года. Согласно подготовленному законопроекту, россияне, чья зарплата ниже официального прожиточного минимума, то есть менее 60 тыс. рублей в год (менее 5 тыс. в месяц), должны будут уплачивать налог по ставке 6%. С тех, чья зарплата составляет от 60 до 360 тыс. в год (от 5 до 30 тыс. в месяц), возьмут нынешние 13%. Граждане с зарплатой свыше 360 тыс., но менее 1,2 млн рублей в год (от 30 до 100 тыс. рублей в месяц) будут облагаться налогом по ставке 20%, с доходами свыше 1,2 млн рублей в год – 30%.

По мнению депутатов, общий объем поступлений НДФЛ в бюджет это не сократит, так как увеличение налоговой нагрузки на богатых компенсирует снижение поступлений налогов от бедных. И при этом существенно облегчит жизнь последним.

Разговоры о необходимости вернуться к справедливой прогрессивной шкале велись и ранее. Весной и летом прошлого года об этом говорили президент Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Самым рьяным защитником прогрессивной шкалы был аудитор Счетной палаты Владимир Пансков. А в декабре о необходимости отказаться от плоской шкалы заговорили и ученые-экономисты, входящие в национальный экономический совет, – после декабрьского заседания совета, на котором обсуждался ход реформ в стране, они обратились с соответствующим предложением к правительству.

Главный довод сторонников дифференциации ставок НДФЛ: богатые вполне могут, а значит, должны платить налог в 20-30%. Противники говорят о том, что и при нынешней системе более обеспеченные граждане платят больше: 13% от тысячи рублей – это 130 рублей, а от миллиона – 130 тыс.

Законопроект, внесенный в Госдуму, назвать справедливым можно с большой натяжкой. Так, например, согласно предложенной шкале, человек с окладом в 101 тыс. рублей после налогообложения будет иметь гораздо меньший доход, чем человек с окладом в 100 тыс. ровно. С первого будет удержано 30% налогов, то есть 30,3 тыс. рублей, а со второго только 20 тыс. В итоге разница в зарплате почти 10 тыс. Работники с окладами в 61 и 60 тыс. рублей также окажутся в неравных условиях – первый получит на руки 48,8 тыс., а второй – 52,2 тыс.

Дальнейшую судьбу этого документа пока предугадать сложно. Президентская администрация и правительство до сих пор высказывались против отмены плоской шкалы налогообложения физлиц. Однако еще пару лет назад власти также негативно высказывались и о многих других новшествах. Например, о назначении губернаторов, а сейчас эта идея стала законом.

РЕПЛИКА

Антон Кузин, редактор отдела денег:

– Депутаты внесли около сотни поправок в законы «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В том числе в них сформулированы новые причины, по которым иностранцам может быть отказано в получении визы. Некоторые из этих формулировок выглядят неожиданно вольно, например: «действия неуважительного характера по отношению к органам госвласти и госсимволам» или «урон международного престижа страны». С такими свободными формулировками отыскать в действиях иностранного гостя неуважение к стране при желании будет достаточно легко. С такой же легкостью, согласно принятому ранее закону о «назначениях» губернаторов, президент может уволить главу региона с формулировкой «в связи с утратой доверия президента». Зачем же нужно содержать за счет налогоплательщика армию депутатов, когда можно принять один единственный закон на все случаи жизни: «Кто будет вести себя плохо, будет наказан»? Решать, кто ведет себя плохо, а кто – хорошо, и как наказывать нарушителя будет Басманный суд… Кстати, с принятием поправок можно запросто лишить права въезда в страну всех иностранных футболистов, которые в течение многих лет, «не покладая ног», наносят урон международному престижу России.

Журнал «Финанс.» № 2 (92) 17-23 января 2005 – Государство
ОЛЬГА ЖЕЛЕЗНОВА