СТАРОЕ ИЛИ НОВОЕ Молодая поросль

«Ф.» разделил всех участников «Финанс-500» на две категории: «старая» и «новая» экономика. Под «новыми» компаниями мы понимаем российские предприятия, активы которых созданы после 1991 года. Это розничные сети, банки, сотовые операторы, «дочки» иностранных концернов, работающие в самых различных отраслях. Соответственно все остальные компании отнесены к «старой» или «советской» экономике.

В «Финанс-500» присутствуют 207 компаний «новой» экономики. Если не учитывать оптовую торговлю, то таких предприятий останется 148. Их суммарные продажи в 2005 году составили 2,5 трлн рублей (3,2 трлн рублей с учетом выручки трейдеров и дистрибьюторов). Это более чем в пять раз меньше общего объема реализации компаний «старой» экономики, равного 12,6 трлн рублей (или 79,9% от суммарной выручки всех участников «Финанс-500»).

Теперь рассмотрим динамику продаж. При расчетах мы использовали органический рост, то есть изменение выручки компаний, присутствующих в рейтинге 2006 года, а не сравнение двух последних списков. Предприятия «старой» экономики увеличили продажи на 34,7%, «новой» экономики — на 46,8% (43,9% с учетом оптовой торговли). Если говорить об абсолютных показателях, то прирост выручки компаний «старой» экономики (3,3 трлн рублей) превысил суммарный объем реализации «новых» предприятий. Неудивительно, что на постсоветские активы приходится лишь 15,7% общих продаж «Финанс-500».

Иностранный фактор. Необходимо понимать, что первыми предприятиями «новой» экономики стали заводы, построенные зарубежными компаниями, и банки, большинство из которых не пережило дефолт 1998 года. Конечно, существовали многочисленные посреднические фирмы, готовые купить-продать что угодно — от туалетной бумаги до компьютеров. Но их вряд ли можно назвать активами, они были всего лишь средством для создания первоначального капитала.

Продажи иностранных «дочек» в 2005 году составили 486,6 млрд рублей, или 19,6% от суммарной выручки предприятий «новой» экономики (без учета оптовой торговли). Прошедшие 15 лет работы зарубежных компаний в России можно разделить на два этапа.

Первый — 90-е годы — стратегические иностранные инвесторы приходят в пищевую отрасль, финансы и телекоммуникации. При их непосредственном участии создается современная пивоваренная промышленность и индустрия фаст-фуд. Кроме того, Coca-Cola и PepsiCo фактически ставят под свой контроль всю отрасль прохладительных напитков. Скандинавские телекоммуникационные холдинги становятся совладельцами двух сотовых операторов — «Вымпелкома» и «Северо-западного GSM» (теперь «Мегафон»). А открытые в середине 90-х Ситибанк и Райффайзенбанк по-прежнему входят в топ-20 крупнейших российских банков.

На втором этапе, то есть в последние пять-шесть лет, несколько крупных зарубежных компаний (Metro, Auchan) стали активными игроками в розничной торговле. Ввиду увеличившегося спроса на иномарки собственным заводом в России обзавелись концерны Ford и Renault. И к ним в ближайшие годы могут присоединиться Toyota и Peugeot Citroen.

Первые из новых. Список десяти крупнейших компаний, активы которых созданы в постсоветский период, явно коррелирует с этапами развития иностранного бизнеса в России. В первой пятерке присутствуют три телекоммуникационных холдинга (АФК «Система», «Вымпелком» и «Мегафон»). Далее подряд следуют пять розничных сетей («Евросеть», «Рольф», «Метро кэш энд керри», «Магнит» и «Ашан»). Но в следующем году ситуация радикально изменится. Скорее всего «Эльдорадо» потеснит «Вымпелком», а «Евросеть» — «Мегафон». Кроме того, можно ожидать появления нового участника — «Пятерочки», в этом году поглотившей «Перекресток».

Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006 — Главная тема
Игорь Терентьев