Юрий Жданов: «Из Горной Шории можно за два года сделать русский Куршавель»

— Юрий Николаевич, когда пройдут первые конкурсы по туристско-рекреационным зонам?

— Мы надеемся, что 27 июля на заседании правительства нам удастся принять необходимые постановления, которые легализуют возможность проведения конкурса. И тогда в первых числах августа мы его объявим.

— На что в туристских зонах будут потрачены бюджетные средства?

— Прежде всего на создание инфраструктуры: дорог, энергетики, отопления, канализации, водоснабжения. То есть на то, что частный инвестор, наверное, мог бы сделать и самостоятельно, но не так быстро и не того качества. Задача государства при поддержке туризма — создать условия для прихода серьезных инвесторов. Но деньги из федерального бюджета должны покрывать только часть расходов. Те проекты, которые будут поддержаны комиссией, обязательно должны иметь соинвестора в лице регионального бюджета. Идеальный вариант соотношения средств Федерации и региона — 50 на 50. Наверное, есть ряд субъектов в Сибири и на Дальнем Востоке, которые не потянут такую пропорцию. Тем не менее, если доля инвестиций субъекта Федерации будет менее 30%, это будет большим минусом для заявки.

— Сколько проектов вы ожидаете?

— Около 40. Во всяком случае именно столько субъектов уже так или иначе заявили о своем интересе и желании участвовать. Думаю, основная доля заявок будет подана в последние дни проведения конкурса. Таким образом, реальное количество участников мы сможем узнать только в конце августа. В любом случае победителей будет мало. Мы ожидаем, что статус туристско-рекреационной зоны смогут получить максимум четыре региона.

— С чем это связано?

— Прежде всего с возможностями госбюджета по финансированию таких проектов. Наши совместные расчеты с Минфином показывают, что четыре региона — это максимум. Конечно, если депутаты Госдумы и члены Совета Федерации при рассмотрении бюджета-2007 увеличат ассигнования на туристско-рекреационные зоны, тогда можно будет говорить и о большем числе проектов.

— Со стороны создается впечатление, что власти регионов вспомнили о туризме только когда появилась возможность получить средства за счет создания зон. Неужели без этого механизма развивать туризм на территориях невозможно?

— Возможно. Хотя в ваших словах есть доля правды. Принятие закона о профильных зонах действительно подогрело интерес ряда регионов, которые раньше не обращали пристального внимания на сферу туризма. Например, до прихода Михаила Меня в Ивановскую область я и не слышал о таком проекте, как «Плес». Открытием для нас стали проекты Якутии, Ставропольского края, Кавказских Минеральных Вод.

Но согласитесь, что Краснодарский край или Иркутская область бились над проблемой развития инфраструктуры туризма еще до появления закона. И вне зависимости от его выхода развитие этой отрасли шло бы там прежними темпами. Теперь есть возможность ускорить процесс. Если Бурятия и Иркутская область станут победителями конкурса, то это даст мощный импульс развитию туризма в таком уникальном месте, как озеро Байкал. Но хочу заметить, что из Сибири мы надеемся получить как минимум пять проектов. Например, в Кузбассе уже несколько лет развивается горнолыжный курорт Горная Шория. В него уже инвестированы миллионы долларов. Если Кемеровская область с этим проектом выиграет конкурс, то за пару лет там можно будет сделать русский Куршавель.

— Какие регионы, на ваш взгляд, могут победить в конкурсе?

— Как я могу это спрогнозировать? На прошлом конкурсе (проектов ОЭЗ. — «Ф.») из 72 заявок победили шесть, причем две из них стали для нас полной неожиданностью. Если региону удастся сделать профессиональный проект, если он будет, что называется, выстрадан, он получит поддержку. Думаю, что и Краснодарский край, и Байкал имеют шансы. Но нужно смотреть, какие проекты представят их соседи. Жесткая конкуренция обеспечит чистоту эксперимента. По прошлому конкурсу могу сказать, что самой большой проблемой заявок было отсутствие реальных инвесторов. Регионы хорошо расписывали, какие выделят земли, но никак не могли сказать, какие фирмы станут резидентами зон. Если бизнеса там нет или, что еще хуже, показаны несуществующие фирмы, которые через год сделают миллиардные обороты, в эту чушь никто не поверит. Мы рассматриваем только те заявки, которые можно проверить и оценить. Тот, кто думает, что здесь работает телефонное право, сильно заблуждается. Во время проведения конкурса на меня очень сильно давит только атмосферный воздух, но никак не вышестоящее начальство.

— В этом году в ОЭЗ планируется вложить 8 млрд. Как будет расти финансирование в последующие годы?

— 8 млрд рублей — это только средства из федерального бюджета. Чуть меньше вложат регионы. А сколько составят инвестиции бизнеса, пока можно только гадать. Но финансирование из бюджета будет расти только при наличии разработанной проектно-сметной документации. Стройка ради стройки вестись нигде не будет. Сегодня фирмы, которые получили статус резидента зон, можно пересчитать по пальцам одной руки. Приоритет на первом этапе мы отдаем резидентам-инвесторам. Резиденты-арендаторы, то есть средний и малый бизнес, будут допущены в зоны только тогда, когда мы уже что-то построим. Первые помещения уже сданы в Томске, в сентябре мы откроем проект в Зеленограде, в декабре — в Елабуге. Все остальные проекты откроются в следующем году. И к концу 2007 года все шесть особых зон в основной части заработают.

— Как продвигается вопрос с созданием портовых зон?

— Очень тяжело. Мы никак не можем согласовать этот вопрос с Минфином. Связано это с тем, что досконально просчитать размер необходимого федерального финансирования крайне сложно. Инфраструктура портовых зон требует инвестиций, которые превышают вложения во все существующие зоны. Но чем дальше затягивать вопрос, тем сложнее будет принять решение. Поэтому мы рассчитываем, что в конце этого года закон о портовых зонах будет принят.

— Переходя к вопросу об инвестфонде: зачем увеличивать его размер, если даже в этом году не весь объем будет распределен?

— Год еще не закончен, а конкурс идет в режиме нон-стоп. Даже те заявки, которые мы отклонили, можно доделать и прислать еще раз. Уверен, что до конца года к тем 46 заявкам, которые к нам уже поступили, добавится еще около 20 проектов.

ТУРИЗМ В РОССИИ (2005 Г.)*Численность, млн чел. Средняя стоимость поездки на 1 туриста

Внутренние туристы, путешествующие по путевке 7,520,5 тыс. руб.

Внутренние туристы, путешествующие частным образом15,618,6 тыс. руб.

Иностранные туристы5,4$820

Источник: Высшая школа экономики * Без учета деловых туристов и путешествующих с частными целями.

Журнал «Финанс.» № 28 (165) 24-30 июля 2006 — Экономика
Беседовал АЛЕКСАНДР ПОПОВ

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.