— Шамиль Ярукович, чем ваша школа отличается от других частных школ?
— Микроклиматом. Мы взяли лучшее от классической советской школы: и требовательность, и серьезность подхода. Но у нас царит атмосфера большой семьи, в которой стыдно и непрестижно быть неучем и избалованным лентяем. Сейчас мы вводим новые элективные (необязательные, по выбору. — «Ф.») курсы, чтобы ребенок в десятом классе не оказывался перед неразрешимой и ужасающей его проблемой: кем быть — экономистом, юристом или, как они шутят, дворником. Со следующего года мы введем профильное образование с шестого класса. Нам важно не просто дать базу, но расширить сознание. Мы хотим вовлекать детей в игры или соревнования, приближенные к жизни, или в те, где можно побороться со взрослыми.
— Вы декларируете индивидуальный подход к каждому ученику. Что это значит?
— У каждого из наших учеников есть индивидуальная карта, в которую заносятся не какие-то стандартные параметры, сухие оценки, а отчет о его успешности и достижениях. Каждый преподаватель и психолог записывает там те или иные нюансы, которые связаны с учеником. Вплоть до того: у ребенка несчастная любовь, ему сложно, его лучше не трогать какое-то время. Педагоги собираются на консилиум и обсуждают ситуацию с конкретным учащимся. Если что-то пошло не так, мы не начинаем давить, а пытаемся разобраться.
— Существует целый комплекс устоявшихся стереотипов в отношениях частных школ. Где миф, где реальность?
— Стереотип, что в частных школах не учат, а за деньги пасут детей. Школ, где совсем не учат, уже нет, это время прошло. Родители, которые платят деньги, не допустят полного непрофессионализма. Но не миф желание родителей устроить ребенка в теплое место, где бы к нему особенно не приставали. Некоторые школы, например, идут на то, чтобы завышать оценки. Миф, что между зарплатами учителей государственных и частных школ существует бешеный разрыв. Я считаю, что нельзя допустить, чтобы в частное образование шли из-за денег. Еще одна неправда, что носителями языка и преподавателями из вузов подменяются профессиональные педагоги.
— Какие проблемы испытывают частные школы?
— Большие проблемы уже едва нас не настигли и продолжают над нами «висеть». На 2005 год для аккредитованных и лицензированных школ сохранены государственное финансирование и льготы по аренде помещений. Если бы нам повысили плату за аренду, как хотели, в 6,5 раз, для нас это бы означало закрытие. Есть стойкое ощущение, что частное образование начинают прессовать. Властям надо определиться: мы нужны или не нужны. А мы необходимы в первую очередь потому, что берем на себя сложных детей: немотивированных, неадаптированных к государственной школе, испорченных родительскими деньгами. Мы ценны камерностью и хорошим микроклиматом. Страх за нашу судьбу, к сожалению, есть. Хотя мы видим, что к нам начинают прислушиваться.
Журнал «Финанс.» №10 (100) 14-20 марта 2005 — Образование
Беседовала АЛИНА РУДКЕВИЧ
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.