Тони Морэ: «Российской экономике нужна транспарентность»

— Господин Морэ, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваш центр в России? Как давно он появился и насколько успешно функционирует?

— Швейцарский центр предпринимательства (SBH) является одним из подразделений посольства Швейцарии в России, а также сетевым партнером Швейцарской организации по продвижению экспорта за рубежом (OSEC). Это официальная правительственная структура по продвижению швейцарской торговли. Ее главная цель — помогать компаниям из Швейцарии и Лихтенштейна в налаживании делового сотрудничества с Россией. Основными клиентами SBH являются предприятия малого и среднего бизнеса. Центр предлагает им информацию о российском рынке, проводит маркетинговые исследования. SBH готовит доклады и обзоры, анализирующие возможность заниматься бизнесом в конкретных отраслях российской экономики. Мы помогаем найти партнеров по бизнесу. Сотрудничаем с различными правительственными и торговыми ассоциациями России. Поддерживаем швейцарские компании, которые хотят принять участие в выставках на территории РФ.

Официальное открытие Швейцарского центра предпринимательства состоялось 19 декабря 2002 года, и с января 2003 года началась реальная деятельность SBH. За первые шесть месяцев этого года мы ответили примерно на 130 запросов от российских предприятий и где-то на 80 запросов от швейцарских фирм. Сейчас мы работаем над 15 запросами от швейцарских компаний. Как правило, они просят провести исследование рынка или найти партнера по бизнесу.

— Реализацией каких проектов занимается ваш центр в настоящее время?

— Швейцарский центр предпринимательства работает сейчас над двумя большими проектами. Первый — в области оборудования по безопасности. Второй касается пищевой и пищеперерабатывающей промышленности. Мы прорабатываем вопрос участия швейцарских компаний в выставке MIPS-2004, посвященной проблемам безопасности, и в выставке Продэкспо-2004.

Мы постоянно собираем и обновляем информацию о швейцарских фирмах, которые работают в России. И планируем опубликовать список этих организаций на сайте швейцарского посольства в рубрике «SBH».

— Это только бизнес-сотрудничество или вы осуществляете также научные и культурные связи?

— Первоочередной задачей Швейцарского центра предпринимательства является установление деловых связей с российскими и швейцарскими компаниями. Но если нашим клиентам необходима помощь в научном или культурном сотрудничестве, мы тесно сотрудничаем с соответствующими отделами посольства Швейцарии. SBH пристально следит за всеми научными разработками в России, потому что они создают хорошие предпосылки для сотрудничества между российскими и швейцарскими фирмами.

— Какие в основном швейцарские компании работают в России и почему?

— В России работают около 140 филиалов и представительств швейцарских компаний. Самые известные из них — Nestle (пищевая промышленность), АВВ, Holcim (производство цемента), Ciba Specialty Chemicals, Clariant, Novartis, Roche, Hilti (строительство), Schindler (производство лифтов), SGS, авиакомпания Swiss. Также в России работают кредитные организации из Швейцарии, такие как банки UBS и Credit Suisse, страховая компания Zurich Insurance и др. Дело в том, что крупные швейцарские компании не могут оставить без внимания такой большой рынок, как российский. Небольшие швейцарские фирмы также успешно здесь работают, например, в области консалтинга, туризма, юриспруденции, торговли товарами широкого потребления и т. д. Стоит признаться, иностранной компании достаточно сложно прийти и работать в России.

Хотя, насколько я знаю, крупные швейцарские компании пока не собираются уходить с российского рынка.

— А с какими трудностями им приходится сталкиваться?

— Основное препятствие, с которым приходится сталкиваться швейцарским компаниям, — это бюрократия. И пока заметных улучшений в этом направлении не происходит. Периодически возникают проблемы с оформлением таможенных грузов. Российские власти ужесточили для иностранцев процедуру выдачи виз и разрешений на работу. А фармацевтические и пищевые предприятия все чаще сталкиваются с проблемой незащищенности интеллектуальной собственности в России.

Швейцарские компании, которые планируют выйти на российский рынок, с недавнего времени обеспокоены проблемой защиты имущества и собственности в России. Это, конечно же, связано с ситуацией, которая сложилась вокруг нефтяной компании «ЮКОС». На мой взгляд, это не лучшая реклама для российского рынка.

— Какие отрасли российской экономики вы считаете наиболее привлекательными для швейцарских компаний?

— Малые и средние швейцарские предприятия заинтересованы в сотрудничестве с Россией в области высоких технологий, потому что в Швейцарии эта отрасль хорошо развита. Кроме того, неплохие перспективы развития есть у российского машиностроения, производства оборудования для автомобильных предприятий, двигателестроения, электроники, фармацевтической, химической и пищевой промышленности.

Швейцария занимает лидирующие позиции в IT-индустрии, микроинженерии (нанотехнологии) и в области биотехнологий, что может позволить швейцарским предприятиям малого и среднего бизнеса «разнообразить» российскую экономику, которая в основном развивается вокруг топливной промышленности и металлургии.

— И как в этой связи вы оцениваете инвестиционный и деловой климат в России? Насколько он благоприятен для сотрудничества?

— На инвестиционный климат в России в последнее время сильно повлияла ситуация вокруг нефтяной компании «ЮКОС». Швейцарские фирмы пристально наблюдают за развитием событий. Они задаются вопросом: «Если права собственности в России не гарантированы таким большим корпорациям, как «ЮКОС», что тогда говорить о гарантиях малому и среднему бизнесу?» Но в то же время никакой паники нет, и швейцарские компании по-прежнему проявляют интерес к российской экономике.

— Какие преобразования, на ваш взгляд, необходимо провести в России для дальнейшего развития экономического сотрудничества между Россией и Швейцарией?

— На мой взгляд, сейчас главное — увеличить транспарентность российской экономики. В вашей стране должно быть верховенство закона, и государство должно гарантировать неприкосновенность права собственности. Кроме того, необходимо больше защищать права миноритарных акционеров.

— С представителями крупного, среднего или мелкого бизнеса России вы работаете?

— В наш центр поступают запросы от разных российских компаний. В основном это предприятия среднего бизнеса.

— В каких отраслях российской экономики, на ваш взгляд, стоит ожидать сильного прорыва в развитие?

— Это зависит от конкретной отрасли экономики. В России много хороших специалистов, особенно в области высоких технологий. Большой потенциал есть у автомобильной промышленности России. А у швейцарских компаний есть хорошая перспектива занять часть рынка по производству автозапчастей. Но в основном в России активно развиваются пищевая промышленность и строительство. Эти производства сосредоточены вокруг Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому швейцарские компании привлекает возможность выхода на российский рынок товаров широкого потребления.

Журнал «Финанс.» № 24 (25-31 август 2003) — Швейцария
Андрей Андреев