Кредитные организации предъявляют различные требования к сотовым телефонам, с помощью которых можно получить банковские услуги. Финансовые институты, которые проводят операции с помощью sms-сообщений, позволяют использовать любые модели. По этому пути пошел, в частности, Сбербанк. Более сложные системы, как, например, «Телебанк» «Внешторгбанк — розничные услуги» (ВРУ), обязывают клиентов приобретать аппараты, поддерживающие WAP-сервис. Альфа-банк пошел еще дальше и помимо этого требует наличия особого стандарта — Java MIDP2.0. В этом формате составлена специальная программа, которая обеспечивает удобный интерфейс для работы со счетами.
Быстро, но мало. «Мобильный банк» (МБ) Сбербанка доступен всем владельцам его пластиков. Услуга позволяет запрашивать остатки по карточным счетам, получать краткие выписки, блокировать пластики, а также проводить платежи в пользу различного рода компаний. Аннулировать карту с помощью МБ удобно, так как не требуется посещать офис кредитной организации для написания заявления о потере пластика, что обязательно при других способах блокировки, например по телефону. Однако перечень организаций, в пользу которых можно отправить платеж через МБ, ограничен, что является существенным недостатком сервиса. Так, можно оплатить услуги сотовых операторов «Билайна», «Мегафона» и МТС, а также компаний спутникового телевидения — «НТВ плюс» и «Космос ТВ».
Для подключения к МБ надо написать заявление в офисе Сбербанка. В филиале на «Савеловской» корреспондент «Ф.» прождал больше часа, но подключиться к МБ ему не удалось, так как подошло время обеда и всех клиентов выгнали на улицу. На просьбу принять уже заполненное заявление (дополнительных бумаг оформлять не требовалось, да и очередь как раз подошла) «Ф.» получил отказ. Пришлось приходить в банк второй раз, а потом и в третий, так как выяснилось, что платежи с мобильного клиент может совершать только после того, как составит поручение с указанием всех номеров телефонов или договоров с контрагентами. В инструкции пользователя МБ утверждалось, что это можно было сделать через сайт банка, но как именно, выяснить не удалось. В отделе пластиковых карт Донского отделения Сбербанка «Ф.» посоветовали написать письмо к разработчикам сайта. Связаться с ними по городскому телефону почему-то было нельзя. Через два часа «Ф.» перезвонили разработчики и сообщили, что оформить поручение через интернет пока нельзя — услуга будет доступна только после доработки сайта. Когда именно это произойдет, никто не знает.
На следующий день после подключения к МБ на сотовый телефон пришло три sms. Первое содержало пять последних цифр карточки и сообщало, что МБ подключен успешно. Следующие два сообщения содержали номера сотового телефона «Билайна» и контракта «НТВ плюс» («Ф.» решил протестировать оплату услуг в пользу этих компаний), а также их порядковые номера в списке реквизитов платежей. Эти номера удобно использовать при совершении платежей, так как вместо полного номера оплачиваемого телефона (десять цифр) достаточно указать просто одну цифру, под которой он значится в списке (для каждого типа операций свой список). Первый платеж был сделан по контракту «НТВ плюс». Для этого было отправлено сообщение «НТВ 1 300»: сначала указывается название компании-получателя, затем ее порядковый номер в списке, потом сумма оплаты без копеек. Сообщение было выслано на сервисный номер 900, указанный в руководстве пользователя МБ. Ответ пришел практически сразу: «Oplata na 300 rublei v adres NTV+ (2065120488): Vypolnenа uspeshno».
Корреспондент «Ф.» сразу же позвонил в сервисную службу «НТВ плюс», где ему подтвердили, что платеж действительно прошел и деньги зачислились. А вот при оплате услуг мобильной связи все пошло не столь гладко. «Ф.» хотел перечислить 100 рублей и выслал sms «Билайн 1 100», однако тут же пришел ответ, что операция не произведена, так как ее сумма не соответствует минимальной (150 рублей). Пришлось отправлять сообщение еще раз. В этот раз подтверждение об оплате выглядело несколько иначе: «Platezh na 150 rubley BEELINE prinyat k ispolneniiu. Po voprosy predostableniya yslugi obrashaites’ k polychatelyu platezha po telefonu 974-88-88».
Как выяснилось, банк не получил от получателя платежа подтверждение о завершении операции — в этом случае деньги могут быть зачислены либо сразу, либо только на следующие сутки. Если этого не произойдет, то следует обращаться в службу сервисной поддержки. Правда, в «Билайне» «Ф.» сообщили, что деньги уже получены. И только примерно через сутки пришло подтверждение от Сбербанка.
В целом сервис МБ можно оценить как достаточно удобный, если бы не сложности с подключением и невозможность пополнять карту во всех отделениях банка — деньги можно внести на пластиковый счет только там, где он был открыт.
WAP-торможение. Чтобы воспользоваться услугой «Телебанк» ВРУ достаточно иметь телефон, поддерживающий GPRS и WAP-технологии, открыть специальный виртуальный счет и получить возможность проводить активные операции. Для этого надо приобрести карточку кодов или специальное устройство (токен), которое генерирует коды для входа в «Телебанк» («Ф.» № 36). Приспособления необходимы для подтверждения платежей — без этого они невозможны.
Для входа на WAP-сайт ВРУ надо в меню сотового набрать адрес http: //wap.telebank.ru, а потом ввести логин (УНК) и пароль, которые вводятся и на обычном компьютере. Платежи проводятся по той же схеме, по которой работает стандартный интернет-банк: операция выбирается из списка, вводятся ее реквизиты и совершается платеж, подтверждаемый кодом. Так как экран телефона небольшой, то вся информация на него не помещалась, и приходилось часто «перелистывать» электронную страницу, что аппарат делает очень медленно. Из-за этого процедура оплаты сильно затянулась. Однако после ее завершения деньги на телефонный счет попали практически мгновенно. Управлять счетами через стационарный компьютер гораздо удобнее и быстрее, но когда рядом нет компьютера, WAP-версия «Телебанка» очень пригодится. Кроме того, она более функциональна по сравнению с «Мобильным банком» и позволяет оплачивать гораздо большее количество услуг.
Sms-сложности. Системой «Телебанк» ВРУ можно управлять не только через WAP-сайт, но и посредством sms-сообщений. Причем это можно делать не только с помощью личного, но и любого другого мобильника. У пользователя есть возможность сначала зарегистрировать любой номер, провести все необходимые операции и снять регистрацию. После этого никто уже не сможет использовать телефон для платежей. В следующий раз все эти действия можно произвести с другого сотового. Кроме того, есть возможность присоединить мобильный к Телебанку только на фиксированное время (от получаса до 35 суток).
Чтобы зарегистрироваться, надо выслать на номер +7 (910) 435-35-00 или 5211 (для МТС) сообщение УНПарол. Должен прийти ответ «1: OK», означающий, что прикрепление произошло успешно. Для проведения платежа сначала надо выслать на регистрационный номер код операции — для МТС это 2222, для «Билайна» — 2689. Через некоторое время «Ф.» получил готовый шаблон:
(Oplata uslug MTS cherez ESPP)222 (N telefona) (Summa) (Val. scheta) (kod 88).
В «Val.scheta» надо указать код рубля (810) или другой валюты (840 — доллар, 978 — евро) — в зависимости от того, с какого из трех счетов Телебанка перечисляются деньги. «Kod 88» означает пароль, который нужно переписать с карты переменных кодов под номером 88. В итоге sms выглядело так: «222916111111100.581123456». Несколько раз система не срабатывала из-за «необъяснимых технических сбоев», однако спустя час все же удалось провести платеж. Правда, для этого пришлось заново зарегистрироваться, так как срок предыдущего сеанса (по умолчанию он равняется 30 минутам) истек.
Не для всех. Подключиться к услуге «Альфа-мобайл» (АМ) Альфа-банка могут только владельцы современных моделей сотовых, поддерживающих сервисы GPRS и Java MIDP2.0. Список необходимых телефонов указан на сайте банка, однако когда клиент обращается с просьбой о подключении к АМ, у него не интересуются маркой телефона, а интересуются, подключен ли он к GPRS. Если да, то спрашивают номер карты и сотового, после чего сообщают логин и временный пароль для входа в АМ, а также отправляют sms со ссылкой на WAP-сайт банка, с которого нужно скачать и сохранить в памяти телефона специальную программу. Временный пароль позволяет клиенту первый раз войти в АМ и придумать себе новый пароль, которым в дальнейшем он и будет пользоваться. Все эти операции занимают определенное время, поэтому прежде чем их выполнять, проверьте ваш сотовый — достаточно ли он «интеллектуален» для получения услуг АМ.
Строптивый пластик. В Москомприватбанке (МПБ) нет WAP-сайта, однако он предоставляет другую возможность использования сотового телефона. Отправив sms на специальный сервисный номер, клиенты могут получать одноразовые динамические пароли, которые используются для входа в систему интернет-банкинга «Приват24» («Ф.» № 36) и подтверждения платежей. Динамический код действует не более получаса и применяется только один раз — это удобно, если вы не хотите постоянно держать его в памяти или боитесь, что пароль станет известен жуликам.
Система «Приват24» позволяет регистрироваться в ней дистанционно и оставлять заявку на карту. Без нее пользоваться «Приват24» можно только в ограниченном режиме, который не позволяет осуществлять платежи и переводы. Провести предварительную он-лайн-регистрацию в системе «Приват24» «Ф.» удалось почти сразу. Надо было заполнить анкету на сайте системы в разделе «Регистрация», где требовалось указать паспортные данные, адрес проживания, девичью фамилию матери и номер контактного телефона. После заполнения всех полей система попросила придумать личный ник (не менее четырех символов) и выслать его sms на сервисный номер банка. Через некоторое время «Ф.» получил в ответном сообщении динамический пароль и ввел его в систему, на чем регистрация была закончена, и наконец, открылась рабочая страница «Приват24». Но при попытке заказа карты система зависла. Зайти в нее после этого получилось только после нескольких попыток при помощи службы поддержки банка и смены четырех динамических паролей. Однако заказать карту через «Приват24» так и не удалось, не смотря на то, что корреспондент обращался в службу технической поддержки более десяти раз. Но «Ф.» решил не отступать, и в результате долгих переговоров его заявку в качестве исключения приняли по электронной почте, пообещав выдать карту через неделю.
После приобретения пластика подключить его к «Приват24» можно через банкомат банка, но только спустя 1-2 дня. Сотрудники МПБ такую длительную задержку объясняют «технической необходимостью». Впрочем, это не является единственным недостатком системы — при регистрации в ней открываются три «виртуальных» счета — в рублях, долларах и евро. Однако пока распоряжаться можно только теми средствами, которые находятся на счете пластиковой карты, зарегистрированной в «Приват24».
Журнал «Финанс.» № 1 (138) 9-15 января 2006 — Банки
Наталья Логвинова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.