Авиаальтернатива НРБ

О намерении предложить правительству рассмотреть возможность предоставления в доверительное управление части государственного пакета акций ЗАО «Авиастар-СП» заявил 10 июня по итогам заседания совета директоров компании переизбранный его председателем полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Напомним, что около 75% акций ульяновского авиазавода принадлежит государственному ОАО «Туполев».

Взамен требуются гарантии по загрузке предприятия производством не менее 5 самолетов в год. Ведь стратегическая программа развития авиазавода предполагает необходимость его загрузки в течение 10 лет строительством 127 самолетов, а «прожиточным минимумом» предприятия признан уровень производства в 5 самолетов в год. Это отдельная составная часть стратегической программы, необходимая в дополнение к контракту с египетской Sirocco Aerospace, владеющей 25% акций «Авиастара-СП», а также в дополнение к потенциалу по ремонту «Русланов» и возможному возобновлению производства этих самолетов.

Ранее свои услуги по обеспечению заказов в обмен на управление госпакетом предлагала лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК). Именно этой компании президент НРБ Александр Лебедев предлагает передать управление акциями ульяновского, воронежского и казанского авиазаводов и нескольких КБ. При этом сам НРБ владеет крупной долей в ИФК и, очевидно, надеется поучаствовать в приватизации создаваемой национальной авиастроительной компании. Однако Сергей Кириенко надеется, что найдутся и другие желающие управлять госпакетом «Авиастар-СП», и рассчитывает, что можно будет организовать и провести конкурс.

По мнению некоторых аналитиков, соперником НРБ может оказаться группа компаний «Каскол», так как она является одним из крупнейших игроков на авиационном рынке. Кроме того, «Каскол» — один из крупнейших акционеров группы компаний «Волга- Днепр» и прикладывает много усилий для укрепления позиций этого авиационного холдинга как лидера на мировом рынке авиаперевозок уникальных и крупногабаритных грузов. «Волга-Днепр» связывают давние партнерские отношения с «Авиастар-СП» — все 9 самолетов АН-124-100 («Руслан») из парка «Волга-Днепр» были построены на ульяновском заводе, а с начала 90-х годов группа направила на оплату строительства и модернизации этих машин около $100 млн.

В апреле этого года группа компаний «Волга-Днепр» делегировала стратегически важному для себя партнеру — ЗАО «Авиастар-СП» — группу своих ведущих топ-менеджеров, которые приступили к работе на ключевых направлениях развития авиационного завода — вопросах маркетинга, экономики и финансов. А в прошлый вторник обновленный состав совета директоров ЗАО «Авиастар-СП» одобрил долгосрочную стратегию развития авиазавода, разработанную новой управленческой командой.

Журнал «Финанс.» № 16 (16-22 июнь 2003) — Главное
Илья Ефимчук