В Успенской звоннице Московского Кремля открылась выставка «Под царским вензелем», содержание которой вполне соответствует «цветистому» заголовку. Масштабно и роскошно, впечатляюще. «Эрмитаж» привез в столицу внушительную коллекцию фарфора. А именно 308 экспонатов, произведенных на свет мастерами Императорской фарфоровой мануфактуры за более чем полтора века, с 1744-го по 1917-й.
И маленькие, и монументальные «вещицы», и табакерки, и напольные вазы – сплошь шедевры. Они интересны и сами по себе как произведения чистого искусства, и в контексте разноликой истории – одного завода, одной семьи (Романовых), одной страны. Потому что российский фарфор, опыты по созданию которого начались с приказа Елизаветы Петровны, всегда был делом государственной важности. Изящными изделиями одаривали фаворитов, производством «безразмерных» сервизов отмечали победы в войнах. Так «Гурьевский», украшенный не привычными древними богами и богинями, а пышущими здоровьем крестьянами и крестьянками, был откликом на триумф 1812 года.
В советское время фарфоровый завод сменил не только «устаревшее» название – именовался и Ленинградским, и Ломоносовским (аббревиатура «ЛФЗ» стала брэндом). Он подвергся серьезной «идеологической» перестройке: было решено сделать продукт доступным не только для горстки избранных Сказано – сделано: производственные мощности нарастили до 200 млн изделий в год. Сегодня предприятие, с 2002-го контролируемое президентом ФК «Уралсиб» Николаем Цветковым и вернувшееся к историческому названию, выпускает 2,5 млн изделий ежегодно, тем самым знаменуя уход от «массовости» и сосредотачиваясь на «товарах сегмента люкс». Годовой оборот завода – $20 млн. Цель, которая стоит перед менеджментом, – увеличить оборот до $100 млн и вывести предприятие на международный рынок, развивая дилерскую сеть.
В Музее фарфорового завода сейчас проходит выставка с «симптоматичным» заголовком «Белое золото», разительно отличающаяся от московской. Во-первых, экспонатов немного, во-вторых, это современные изделия. Но на удивление ее посещение доставляет вполне самодостаточное удовольствие. Потому что, оказывается, в России умеют производить не только помпезную, царственную «классику», но фарфор оригинальный и стильный. Правда, дорогой.До 13 января
Журнал «Финанс.» №40 (226) 22 октября — 28 октября 2007 — Искусство
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.