Алексей Шалашов: «Hадо сменить упаковку»

— Могут ли концерты классической музыки приносить прибыль?

— Если иметь в виду всю деятельность филармонии, то говорить о прибыли сегодня было бы странно. Но отдельные, очень известные имена в сфере академической музыки способны привлекать большие деньги и приносить цивилизованные гонорары. Хотя таких людей очень мало и в последние годы они практически с нами не сотрудничали: филармония не была приспособлена для высокобюджетных концертов.

— Эта ситуация сдвинется с мертвой точки?

— Она уже меняется. В прошлом сезоне, например, мы приглашали «Солистов Москвы» с участием Юрия Башмета, были и другие проекты. Впрочем, звездные концерты проводились и раньше: как правило, они финансировались отдельной строкой из госбюджета. Но слишком велико число не имеющих громких имен исполнителей, которым помогает филармония. Выручка с «дорогих» концертов могла бы покрывать текущие расходы, но мы принципиально придерживаемся иной политики: прибыльные концерты не должны «кормить» убыточные. Сложность еще и в том, что у нас почти не развита современная система продажи билетов. Мы слишком привыкли ставить знак равенства между идеей просветительства и низкой стоимостью билетов. Во всем мире залы поделены на ценовые зоны, и престижные места продаются дорого.

— Значит ли это, что вы собираетесь менять систему оплаты билетов?

— Эта потребность давно назрела, поэтому разница между дешевыми и дорогими билетами будет увеличиваться. Это должно стать привычным: посещение симфонического концерта, где на сцене находится огромный оркестр во главе со всемирно известным дирижером и солистом, не может стоить меньше, чем билет в кинотеатр!

— Филармония на мировом рынке классической музыки — это брэнд?

— Безусловно. Кроме того, она имеет авторитет и внутри России. Что касается Москвы, то здесь за последние годы мы частично потеряли свои позиции, оказываясь вне ярких музыкальных событий. Думаю, ситуация изменится. С другой стороны, я не считаю, что филармония должна быть монополистом (как это было в советские годы. — Ю. Г.). Нам очень не хватает частных концертных агентств. В любой музыкальной столице их сотни, и они берут на себя не только отдельные высокобюджетные акции, но и проводят регулярные филармонические концерты.

— Конкуренции не боитесь?

— Очень хорошо, если она будет: сейчас ее не хватает. Появился, конечно, Московский международный дом музыки, в котором мы отчасти видим будущего конкурента. А с другой стороны, радует, что мы вместе будем делать одно общее дело — продвигать популярность классической музыки.

— Как вы планируете привлекать новых спонсоров?

— Их, как известно, интересуют вещи событийные. Поэтому работа со спонсорами находится в прямой зависимости от количества «громких» концертов. В новом сезоне планируются выступления Виктора Третьякова, Юрия Башмета, Николая Петрова, Владимира Крайнева, ведущих оркестров. Мне кажется, надо просто сменить упаковку нашего совсем неплохого культурного продукта и предлагать его уже в обновленном виде. В том числе и спонсорам.

— А по какой схеме филармонии финансируются на Западе?

— В той или иной форме их, как и нас, не менее чем наполовину поддерживает государство. В Европе это прямая поддержка, в Америке — через налоговую систему. В США культурные учреждения освобождаются от уплаты налогов, но это лишь другой способ распределения государственных денег. Вторую половину средств получают непосредственно от концертной деятельности. Есть еще и спонсорский пакет.

— На пресс-конференции вы сказали, что во всем мире филармоническая деятельность основана на спросе слушателей. Что произошло со спросом в России?

— В советское время вся система жила на дотации государства. Концертные залы предоставлялись бесплатно, артисты имели стандартные ставки. Со сменой экономической системы филармонии пришлось научиться считать. Оказалось важным, сколько стоят залы и исполнители. Начали формироваться рыночные правила концертной деятельности, которые до сих пор находятся в стадии становления. Лишь несколько лет назад стало ясно: академическая музыка может пользоваться достойным спросом. Но пока предложение все-таки его превышает.

— Какую сумму выделяет филармонии государство?

— В этом году наш бюджет составил 75 млн рублей. Из них примерно 25-27 млн выделено на запланированную реконструкцию зала им. П.И. Чайковского. Для сравнения: бюджет крупного фестиваля, например в Люцерне или Зальцбурге, составляет почти 20 млн евро. Но и в нашей стране некоторые крупные фестивали имеют годовой бюджет филармонии.

Журнал «Финанс.» № 30 (6-12 октября 2003) — Отдых
Беседовала ЮЛИЯ ГОРДИЕНКО

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.