Работодатели все чаще видят в стажерах не временную рабочую силу, а будущих сотрудников. После летней практики в фирме обычно остаются 30–50% практикантов», – приводит обнадеживающие данные партнер компании Graduate Наталия Васильева. В PricewaterhouseCoopers, к примеру, эта цифра еще внушительнее: около 85% стажеров получают предложение о постоянной работе. В «Тройке Диалог» в прошлом году из 59 человек «задержались» 53. Почти 90%.
Для работодателей привлекать «молодежь» выгодно по нескольким причинам. Во-первых, студенты, как правило, не вполне осознают, насколько рынок труда перегрет, поэтому их подбор в рамках стажерских программ обходится организации гораздо дешевле, нежели поиск опытных специалистов, ощутивших свою востребованность в полной мере. Во-вторых, у нанимателя есть возможность увидеть кандидатов в деле и отобрать тех, кто по своим компетенциям и личным качествам идеально подходит именно этой компании. В-третьих, стажеров обычно отличают желание учиться, незашоренность взглядов, чрезвычайно высокая мотивация и готовность дневать и ночевать в офисе. Весьма ценные качества.
Многие крупные организации открыто заявляют о выборе подобной кадровой стратегии и намерении вкладывать средства и усилия в «альтернативную энергетику» – они готовы растить специалистов самостоятельно и долго, а не только перекупать готовых «профи» посредством бесконечного взвинчивания зарплат.
Ничего, кроме опыта. Резюме с названием института и длинным списком «уникальных» личных качеств – плохой гарант в деле построения карьеры, даже на ее начальном этапе. Отсутствие доверия со стороны работодателя к качеству вузовских знаний вынуждает студентов «шевелиться». Перед ними открываются два пути – совмещение учебы с работой и летние практики. У первого варианта при всех очевидных плюсах есть существенные минусы: в некоторых вузах посещение занятий обязательно, а преподаватели к работающим студентам не слишком лояльны. К тому же систематические прогулы из-за работы обычно оборачиваются неприятными пробелами в знаниях, и образование получается номинальным.
Стажировка однозначно добавляет вескости резюме, особенно если там значится название известной компании. По словам вице-президента по организационному развитию банка DeltaCredit Маргариты Денисенко, наличие стажировок – важный показатель серьезности намерений кандидата, и это всегда отмечается работодателем. «Хотя ни одна практика не дает гарантий трудоустройства, студент с ее помощью убивает других крупных зайцев. Получает опыт, столь ценный в начале профессионального пути, и возможность проявить свои таланты и продемонстрировать лучшие качества. Первое всерьез облегчает дальнейший поиск работы, второе увеличивает шансы на трудоустройство в компании, где проходила стажировка», – говорит руководитель отдела массовых проектов и лизинга персонала кадрового холдинга «Анкор» Юлия Лысенко.
Стажер должен понимать: главное, что ему следует сделать за два «практических» месяца, – не найти работу здесь и сейчас (это не более, чем приятный бонус), а получить представление о бизнесе компании в частности и отрасли в целом, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее предпочтительную для себя сферу профессионального развития. К примеру, выпускник Финансовой академии Максим Ш. за время учебы успел попрактиковаться в лизинговой компании, НПФ и инвестиционном банке, чтобы по окончании вуза сделать трезвый отраслевой выбор – в данном случае в пользу инвестбанка.
Также практикант должен извлечь из стажировки социальный опыт: научиться выстраивать взаимоотношения с коллегами, брать на себя ответственность, приобрести базовые навыки офисной работы (телефонное общение, переписка, презентации). «Я начала стажироваться после первого же курса и успела побывать ассистентом аудитора, офис-администратором, помощником HR-менеджера, ресечером, – рассказывает Маргарита Зобнина, управляющий партнер консалтинговой компании Dynargie Russia. – Так что к магистратуре у меня уже были не только знания и хороший практический опыт, но и понимание того, чего я хочу и как выстраивать карьеру. К тому же я многое узнала о различных направлениях и должностях, и это помогает мне сейчас лучше понимать людей».
А вот деньги в списке желаемой отдачи от стажировки, если и должны значиться, то на почетном последнем месте. «Заработок на практиках не должен быть приоритетом, – соглашается руководитель департамента «Финансы и аудит» хэдхантинговой компании Cornerstone Виктория Филиппова. – Как правило, если организация брэндовая, зарплата стажера не высока. И изначально мотивирует не финансовая составляющая, а известность и репутация организации. Пожалуй, максимально за месяц таким образом можно заработать не больше $1 тыс. Очень часто стажеры не получают ничего, кроме опыта».
Место под солнцем. Продвинутым студентам глупо доказывать полезность подобного летнего времяпрепровождения. В большинстве своем они даже не задаются вопросом, стоит ли стажироваться. А задолго до наступления жарких дней начинают биться над решением гораздо более серьезной проблемы: как попасть на практику в крутую контору, славное имя которой украсит резюме, даже если остаться на постоянной основе не получится. Конкуренция среди потенциальных стажеров крупных компаний очень высока. По данным Cornerstone, конкурс – около 10 человек на место. И это далеко не предел: в «Тройку Диалог», в частности, в 2007 году резюме прислали 2,5 тыс. студентов.
Составление резюме и написание сопроводительных писем – лишь небольшая, но важная часть многоэтапного, почти «дарвиновского» отбора. Здесь главное чем-то зацепить HR-менеджера, просматривающего в день десятки однотипных «сочинений». Игорь З., выпускник мехмата Томского госуниверситета, нашел изящное решение: он написал в CV, что хорошо играет в покер. И его пригласили на первое интервью в Goldman Sachs. Потом, правда, было еще одиннадцать. «Для нас стажировки – это серьезные инвестиции в привлечение, обучение и адаптацию новых работников, поэтому мы тщательно подходим к проблеме отбора лучших, – объясняет старший менеджер по персоналу PricewaterhouseCoopers Светлана Круглова. – Этапы отбора включают тесты на способности, на проверку профессиональных знаний, ассессмент-центр или деловую игру, а также интервью с сотрудниками отдела персонала и менеджерами подразделения, где предстоит работать новичку. Мы не используем стрессовые интервью, а проверяем так называемые ключевые компетенции».
Но далеко не всегда практика в крупной компании проходит с пользой для студента, и об этом стоит помнить при выборе желательных мест для стажировки. Совет от рекрутеров – не ориентироваться исключительно на брэнд. Студент ВШЭ Даниил Н., например, одолев все конкурсные барьеры, не постеснялся на финальном интервью задать представителям солидного инвестбанка вопрос: в чем, собственно, будет состоять его работа в ближайшие месяцы. И ему объяснили: в перекладывании бумажек.
«Для кого-то студенты – это дешевая рабочая сила или возможность избавить сотрудников от рутины, – подтверждает Наталия Васильева. – Лучше обращать внимание не на размер и известность компании, а узнавать детали самой стажировки: какие задачи предстоит решать, предусмотрено ли обучение в рамках программы, будет ли у вас наставник и кто выступит в этой роли, составляется ли план стажировки для каждого практиканта и как происходит оценка его деятельности».
Стоит помнить о том, что в будущем при поиске уже постоянной работы кандидата почти наверняка спросят, чем именно он занимался на стажировке. И, если человек все лето «ксерил» документы в Merrill Lynch, это вряд ли добавит ему очков. Ну а лукавство быстро раскроется.
Высшая лига. Для студентов топовых бизнес-школ летняя практика имеет принципиальное значение. В первую очередь она важна для желающих сменить сферу деятельности. А таких, как показывает недавнее исследование QS TopMBA Applicant Research, много. Новые навыки как цель получения степени MBA отметили 58,1% опрошенных. Зато 70,3% выбрали улучшение карьерных перспектив.
«Во время летней практики студенты не только получают возможность «пощупать руками» новую сферу бизнеса, понять, комфортно ли им будет работать там после окончания школы, интересно ли, – говорит Зоя Зайцева, менеджер QS World MBA Tour. – Это также отличный шанс найти работу: довольно часто успешным кандидатам делают предложение сразу после окончания практики, что экономит время и нервы, которые в противном случае были бы потрачены на втором году обучения на поиск работы».
Часто летняя практика используется для усиления резюме и получения недостающих составляющих, таких, как опыт работы в международной компании, в многонациональном коллективе, брэнд организации и т. д. Активный человек может получить от стажировки многое: знания, связи, командировки, четверговые походы в пабы с коллегами, возможность пожить в новой стране и заработать денег для оплаты второго года обучения (в инвестбанке, к примеру, можно рассчитывать на $20–30 тыс. за лето).
Интересно, что поиск летней практики ничуть не легче поиска работы. И этот процесс оттачивает едва ли не главный навык студентов MBA – умение продавать себя. По словам Петра Остапенко, свежего выпускника Chicago GSB, в прошлом году его друг прошел с октября по июнь более 100 интервью с потенциальными работодателями, а однокурсник умудрился поработать за лето аж в трех местах.
«Меня застало врасплох то, что начинать искать практику надо с первого же дня обучения – работать с резюме, изучать отрасли и компании. Времени подумать просто нет. В инвестбанки и консалтинг дедлайны на подачу уже в октябре, и к этому моменту студент должен определиться, чего он хочет. Для меня многое было новым, а тут еще не только определись со сферой, но и докажи работодателям, почему именно ты идеально им подходишь», – вспоминает Артем Казачков, только что получивший степень MBA в IESE Business School. До этого он работал в телекоме, но захотел сменить сферу и нацелился на консалтинг. Процесс подготовки к поиску стажировки оказался изнурительным. В течение нескольких месяцев Артем учился без калькулятора высчитывать, сколько бейсбольных шариков помещается в Боинг-747, сколько красных спортивных машин продается в США ежегодно, а также с ходу определять, как лучше выйти на рынок кроссоверов новому производителю. Учился быстро выстраивать логическую цепочку, не путаться в цифрах и выглядеть так, как будто получает от всего этого истинное удовольствие. Пройдя интервью в 10 местах, Артем Казачков получил работу в московском офисе крупной консалтинговой компании.
Собеседование Петра Остапенко в Lehman Brothers точно подпадает под категорию «стрессовое». Кандидата расспрашивали о том, какой угол между стрелками часов, показывающих 15:15, и сколько автомобилей производится в Германии, потом требовали рассказать про ситуацию, когда не был согласен с начальником и как при этом поступил. Обрывали с целью узнать, какова капитализация Deutsche Bank и почему она меньше, чем у Citibank, но больше, чем у Lehman Brothers. И добили вопросами: «Какие два автодрома Формулы-1 в Италии ты знаешь, и, кстати, какие основные компоненты входят в расчет свободного денежного потока?»
«Интервьюеры показывали, что мои ответы интересуют их меньше всего на свете. Особенно старался один из банкиров, он периодически писал имейлы по Blackberry, открывал Wall Street Journal перед моим носом и обсуждал последние новости с коллегами. В какой-то момент я начал нести полную несуразицу», – признается Петр. Но через три часа после интервью ему позвонил тот самый банкир и предложил пройти у них летнюю практику. На ошарашенный вопрос «Как вы можете предлагать мне работу после того, что я наговорил?» снисходительно ответил: «К тому моменту мы уже приняли решение, что берем тебя. Мы просто решили повеселиться».
В этом году и без того непростая задача поиска практики усугубилась падением рынков и сокращением летних стажировок, в особенности в инвестбанках. «Студенты начали паниковать и подаваться в консалтинг и во все индустриальные компании, – рассказывает студентка London Business School Лариса Чикишева. – Один мультинациональный FMCG-гигант получил от моих одноклассников 160 заявок. В итоге образовался конкурс, по моим подсчетам, человек 20 на место. Отсев происходил по совершенно необъяснимым и порой субъективным критериям, самооценка падала стремительно и сильно, в школе чувствовались депрессивные настроения».
Пройдя несколько неудачных интервью в инвестбанках, в основном сильно недружелюбных, Лариса переключилась на индустриальные компании: «Здесь уже не важны пресловутый networking (англ. «установление деловых контактов» – «Ф.»), сделки, знание финансов и бухучета. Значение имеют, скорее, прошлый опыт и навыки межличностных отношений». Лариса Чикишева получила два предложения и остановила выбор на крупном английском ритейлере, где сейчас разрабатывает стратегию развития бизнеса.
* «Ф.» публикует двухсерийный материал, посвященный стажировкам. В следующем номере (от 28 июля) вы познакомитесь с опытом «ковки» кадров в ведущих российских компаниях («Ренессанс Капитал», «Тройка Диалог», «КИТ Финанс» и Ernst&Young).
КОНКРЕТНАЯ ИСТОРИЯ: Естественный отбор
Выпускник мехмата МГУ и студент Российской экономической школы (РЭШ) Сергей Гончаров, проходящий сейчас стажировку в лондонском офисе Lehman Brothers, делится опытом: «Как только выбрал сферу деятельности, нужно подаваться в наибольшее количество мест. Времени на подготовку у меня ушло много: искал хорошие образцы резюме и сопроводительных писем, придумывал, что же лучше всего написать именно в моем случае, чтобы себя прорекламировать, никого не обманывая. После этого дал проверить резюме человеку с опытом работы в инвестбизнесе». Положительный ответ Сергей получил только один, из Lehman Brothers, и начал готовиться к интервью: читал книжки с кейсами, искал в интернете информацию о том, что происходит на финансовом рынке и конкретно с этим инвестбанком, проводил тренировочные интервью с друзьями. И в итоге выдержал все четыре собеседования. Ольга Коцур, тоже студентка РЭШ, вспоминает свое интервью в Lehman Brothers: «Были общие вопросы по экономике, экономической политике. Требовалось собственное видение того, что происходит на рынке, свои прогнозы. Были личные вопросы на тип характера и склад ума, конечно, вопросы по предыдущей работе». Но самое сложное в деле «естественного» отбора – не решить с ходу хитроумные головоломки: задачки предлагаются вполне типовые, описанные в специальных книжках. Главное, во-первых, найти нужный ответ на обязательный вопрос: почему вы хотите работать в этой отрасли, в этой компании и в этом отделе. И показать свою заинтересованность. Во-вторых, достойно презентовать себя. Знакомый консультант рассказал, как однажды ему пришлось выбирать из двух более чем достойных кандидатов студентов. Оба обладали прекрасными аналитическими способностями, знаниями по теме, владели английским. Исход «битвы» решил неожиданный фактор – у одного из юношей были обгрызенные ногти, и ему предпочли другого.
Журнал «Финанс.» №28 (263) 21 июля — 27 июля 2008 — Карьера
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.