Разговоры о саморегулируемых организациях (СРО) ведутся уже более пяти лет. «В 2001 году, когда я еще работал в ВСС (Всероссийский союз страховщиков. — «Ф.»), Герман Греф и Виктор Плескачевский пришли к выводу о необходимости создания СРО на рынке», — вспоминает сегодня один из чиновников. Тогда саморегулирование удачно вписалось в административную реформу, одним из основных принципов которой стала «презумпция негосударственного управления». И понеслось. В феврале 2002 года новым президентом ВСС избран Александр Коваль. В апреле принят закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В августе того же года появился Российский союз автостраховщиков (РСА) — первое и до сих пор единственное профессиональное объединение страховщиков, статус которого закреплен законом. В сентябре 2003 года группа депутатов, среди которых оказался председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский, внесла на рассмотрение законопроект о СРО. В октябре он был принят в первом чтении. И тут кто-то нажал на тормоза. Прохождение законопроекта застопорилось. В феврале 2004 года Герман Греф обнадежил, что если уж он не был принят в прошлом, то есть 2003 году, то точно будет принят в текущем — 2004-м. Но не тут-то было, дебаты относительно объемов полномочий, которые допустимо отдать в «саморегулирование», ведутся по сей день. Неудивительно — СРО угрожают лишить рабочих мест сотни чиновников. И пока ведутся диалоги о «глобальном», депутаты с одобрения Германа Грефа начали прорабатывать «локальные решения» — введение саморегулирования в отдельно взятых отраслях, в том числе в страховании.
Чаяния. Александр Коваль, встав у руля ВСС, провозгласил одной из главных своих задач преобразование союза в саморегулируемую организацию. Еще в 2004 году комитет Госдумы по кредитным организациям, куда, кстати, входит депутат Александр Коваль, обсуждал поправки к закону «Об организации страхового дела», предусматривающие создание СРО. Согласно поправкам, такой статус могли получить профессиональные объединения, включающие не менее 300 страховщиков. Предусматривалось и формирование в рамках СРО компенсационного фонда на случай банкротства кого-то из членов. Такой фонд должен был гарантировать исполнение обязательств банкрота в размере 100% по страхованию жизни, 80% по обязательному страхованию и 50% по другим видам. Александр Коваль тогда заявил, что поправки будут внесены, как только Госдума примет во втором чтении базовый закон о СРО. Но этого так и не дождались. И в мае 2006 года группа из пяти депутатов снова внесла в Госдуму пакет «саморегулируемых» поправок в отраслевой закон.
Пожалуй, одним из основных спорных моментов сегодня остается модель организации СРО на страховом рынке. Руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев полагает необходимым сформировать не менее двух таких структур. Виктор Плескачевский высказывается за так называемую множественную модель, которая предусматривает сосуществование региональных организаций, созданных на базе имеющихся общественных объединений страховщиков, и специализированных СРО (сродни РСА). Тем временем Александру Ковалю импонирует идея всероссийской или национальной организации, стоящей во главе страхового сообщества (нетрудно догадаться, на кого он эту роль примеряет). Проект, вызывавший немало нареканий, так и остается на стадии первичного рассмотрения. Представители некоторых крупных компаний говорят о его несвоевременности. «Условия деятельности органов саморегулирования должны быть едины для всех отраслевых рынков, — уверен вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Оптимальный вариант — принятие базового закона о СРО».
Сомнения. «Сейчас, насколько я могу судить, никто открыто не высказывается против создания СРО», — говорит председатель совета директоров страхового брокера «Малакут» Андрей Долгополов. Ведь страховщики уже почти проиграли «битву при ВТО» — филиалы зарубежных компаний скорее всего получат право свободно работать в России. Это еще один повод сплотиться — сильное лобби, вероятно, позволит провести законопроекты, ограничивающие присутствие здесь «иностранцев».
Однако в сентябре 2005 года Александр Коваль в своем докладе на совещании страховых компаний Дальневосточного федерального округа, указав на согласие Росстрахнадзора и Минфина с идеей СРО, не преминул отметить неприятие реформы значительной частью страховщиков. «Трудности в переговорах по введению СРО, по моему мнению, вызваны, с одной стороны, нежеланием отдельных операторов строить новые отношения друг с другом, включая общий самостоятельный контроль, — комментирует советник по правовым вопросам президента ВСС Константин Пылов. — С другой стороны, у отдельных лиц есть непонимание того, к чему все-таки может привести саморегулирование на рынке вообще и на страховом в частности».
Возможно, страховщики не согласны с концепцией регулирования, предложенной ВСС. «Бытует мнение, что для нашего рынка больше подходит жесткая система регулирования и для этой цели предпочтительнее концепция единого регулятора, — рассуждает Андрей Долгополов. — Не все крупные страховщики хотели бы, чтобы такой регулятор создавался на базе ВСС». Ведь гарантийный фонд — веский аргумент в поддержку введения СРО — будет формироваться из отчислений компаний. И эти отчисления составят огромную сумму — около 1% от резервов.
К тому же пока не решен ключевой вопрос делегирования регулятивных полномочий. «Я не уверен, что исполнительная власть готова поделиться полномочиями с некоммерческими организациями», — говорит Илья Соломатин. Заместитель гендиректора компании «Цюрих-Русь» Сергей Савосин, как и многие его коллеги, полагает, что у государства должны остаться только контрольные функции. «Задачи по организации рынка, регулированию различного рода операций должны отойти СРО. Наиболее важные и ключевые решения таких объединений могут дополнительно усиливаться контролем над их исполнением со стороны государственных органов», — убежден Сергей Савосин.
Проблемы создания профобъединения интересуют в первую очередь крупных игроков. «Маленькие компании не хотят вступать в ВСС — у них есть свой «свечной заводик», на страховании которого они и зарабатывают, — иронизирует вице-президент компании «Наста» Сергей Ефремов. — Зачем им интересоваться проблемами рынка?» А ведь проблемы рынка — это в итоге проблемы страхователя. К слову, РСА, которому власть делегировала некоторые свои полномочия, акцентирует внимание на вопросах, не связанных напрямую с его бизнесом — например, на безопасности дорожного движения. «Сегодня потребителю очень непросто разобраться, надежен данный конкретный страховщик или нет, — рассуждает гендиректор «Межрегионгаранта» Евгений Потапов. — В случае введения СРО достаточно будет обратиться в любую из страховых компаний — членов этой организации — и выбрать подходящие условия обслуживания. Потребитель может быть на 100% уверен, что в любой ситуации получит компенсацию ущерба».
Саморегулируемая организация могла бы заняться и сбором статистики, так необходимой для развития бизнеса — ведь сейчас более или менее полноценные аналитические исследования проводят только самые крупные операторы, которым просто невыгодно делиться данными с небольшими компаниями.
ИНИЦИАТИВА
В начале октября ВСС представил на суд общественности проект совершенно нового закона «О страховании и страховой деятельности».
Особое внимание в нем уделяется как раз саморегулированию. Предполагается создание национальных ассоциаций, состоящих из СРО, разделенных по сферам деятельности. При этом в национальную ассоциацию должно входить не менее 200 компаний, собирающих как минимум 50% годовой общероссийской страховой премии и представленных не менее чем в 35 субъектах Федерации.
Под описание данной модели национальной ассоциации более всего подходит, разумеется, ВСС. На 1 января 2006 года союз объединял 185 компаний, 14 ассоциаций, 7 представительств иностранных страховщиков и перестраховщиков, 15 «субъектов инфраструктуры». На роль же специализированных СРО могут рассчитывать РСА и зарегистрированный в ноябре 2005 года Национальный союз страховщиков ответственности, который только дожидается «своего» закона.
Журнал «Финанс.» №42(179) 30 октября – 5 ноября 2006 — Страхование
Ксения Леонова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.