Первой премьерной ласточкой станет… еще одна «Чайка», которая впорхнет в репертуар театра ближе к ноябрю. С этого времени на сцене будет одновременно идти целый «птичий триптих», как любовно называет его Иосиф Райхельгауз: «Антон Чехов. Чайка», «Борис Акунин. Чайка» и репетирующаяся сейчас «Чайка. Классическая оперетта». Это будет именно оперетта: художественный руководитель настаивает на том, что его новое детище, музыку к которому написал Александр Журбин, а либретто — Вадим Жук, не будет иметь никакого отношения к модному жанру мюзикла или музыкального спектакля. Сейчас работа над постановкой в самом разгаре: разучиваются вокальные партии, начинаются репетиции с хореографом Борисом Барановским — главным балетмейстером театра «Московская оперетта», монтируются декорации… Любопытен расклад актеров: Татьяна Васильева, Лев Дуров, Альберт Филозов, Владимир Качан, Владимир Шульга, Саид Багов, Анжелика Волчкова и Ольга Гусилетова кочуют из «Чайки» в «Чайку», примеряясь то к одной, то к другой интерпретации роли. «Новичками» в этой перелетной стае станут только знаменитая опереточная певица Татьяна Шмыга, которая уже приступила к репетиции роли Аркадиной, и Александр Гордон, который сыграет и споет Тригорина. Впрочем, это не единственная театральная работа Гордона в грядущем сезоне. На этот раз он решил попробовать себя в качестве театрального режиссера и запускает новый — ультрамодный — проект, подробности о котором читайте чуть далее.
Еще одним пунктом, который твердо значится в списке сезонных планов, будет постановка пьесы живого классика советской и российской драматургии Иона Друцэ под названием «Последняя любовь Петра Великого». Мощный исторический спектакль потребует большого количества действующих лиц, красочных костюмов и многочисленных перемен декораций. В центре сюжета окажутся Петр Первый и молдавский господарь Дмитрий Кантемир. «Когда Друцэ вдруг принес мне эту пьесу, я был по-настоящему счастлив, — сказал Иосиф Райхельгауз. — Но по зрелом размышлении решил отдать ее в «Современник» Галине Волчек, понимая, что мы ее, что называется, не потянем. А Галина Борисовна в свою очередь предложила поставить мне этот спектакль в театре «Современник». Так что будет совместный проект. Ролью Петра уже заинтересовался Валентин Гафт, а в роли Кантемира я бы хотел видеть Альберта Филозова». Остальные роли распределятся, видимо, в шахматном порядке: роль артисту из «Школы…» — роль актеру из «Современника».
В качестве режиссера выступит и Сергей Юрский, который поставит еще одну вещь Иона Друцэ «Ужин с товарищем Сталиным» и сыграет в ней заглавную роль. В спектакле будет занята только основная труппа: Юрский решил не приглашать артистов со стороны, и это принципиальная политика театра в новом сезоне. Как правило, в «Школе современной пьесы» играет большое число приглашенных звезд. Доходит до казусов: так, Лев Дуров, главный режиссер Театра на Малой Бронной, большую часть времени проводит в «Школе современной пьесы», где он занят в целых семи спектаклях. Зато Ирина Алферова (к слову сказать, штатная актриса театра) почти отчаялась получить новую глубокую и интересную роль. «Театр — дело репертуарное, и руки до актера доходят далеко не всегда. Поэтому приходится рассчитывать только на себя, оставив надежду на то, что что-либо упадет с неба», — говорит она. Впрочем, на сборе труппы Иосиф Райхельгауз Алферову обнадежил, сказав, что подыскал пьесу специально для нее. Что это будет за роль, не знает пока даже сама актриса.
«Меня порой убеждают, — рассказывает она после окончания официального собрания, — что нужно играть роли разного масштаба, но я так не считаю. Хочется роль серьезную, драматическую, не комедийную, с интересными партнерами. Часто предлагают работы, которые я называю коммунальными: в них героини кричат и ругаются. Мне это как-то неинтересно: такое зрелище каждый может наблюдать и у себя дома. В нашем театре есть спектакль «Все будет хорошо», в котором мы играем с Львом Дуровым. В нем вроде бы нет ничего особенного. Но на самом деле эта роль дает мне то, чего мне так не хватает все эти три года поиска «своего» спектакля, — возможность греть своих зрителей. Там нет так называемой четвертой стены, происходит почти единение со зрительным залом, и я пытаюсь в каждого вселить веру, посмотреть на него с добром. Именно о подобной роли я и мечтаю».
Ирина Алферова, Евгений Стеблов, Альберт Филозов, Владимир Качан — штатные артисты театра. Но они настолько часто играют в антрепризах, мелькают на ТВ, снимаются в фильмах, что их имена перестают ассоциироваться со «Школой современной пьесы», хотя именно здесь лежат их трудовые книжки. Напротив, Сергей Юрский, Лев Дуров, Василий Бочкарев — люди именно этого театра, хотя официально и работают в другом месте. Многолетние друзья театра, разумеется, останутся при ШСП.
И все же Иосиф Райхельгауз отнюдь не собирается превращать свой театр в антрепризный, предпочитая создавать идеальную модель театра-дома-школы. Чтобы иллюзия была полной, в ГИТИСе набрали две мастерские — актерскую и режиссерскую, преподавать в которых будут артисты и режиссеры «Школы современной пьесы». Так что в этом сезоне театр вполне оправдает свое название. Тем более что, как утверждает художественный руководитель труппы, «школа» — хорошее имя для театра. Здесь каждый день обучаются не только актеры, но и зрители — переживать, сочувствовать, анализировать. Это одновременно и школа мастерства, и школа жизни.
Журнал «Финанс.» № 22 (11-17 августа 2003) — Личное
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.