Минфин планирует разработать программу развития финансовой грамотности населения. Поздновато, конечно, но лучше поздно… Потому что ситуация действительно тяжелая. Конечно, в развитых странах простые люди тоже не являются доками в финансовых вопросах, но так чтоб совсем не разбирались – это наш эксклюзив.
Тому есть объяснение: экономика никогда не преподавалась в школах – только сейчас появляются потуги к этому. Но потуги недостаточные: экономику (макро-, микро-, личные финансы) надо преподавать в ничуть не меньшем объеме, чем физику или химию. А желательно в гораздо большем. Наряду с русским и английским языком эти знания в жизни уж точно пригодятся. В отличие от химических формул или высшей математики. Сужу по себе: учился в математическом классе – в день было в среднем по четыре часа алгебры и геометрии, причем из программы технических вузов. В жизни понадобилось? Пожалуй, что нет. Зато за десять лет учебы ни одного часа не было посвящено экономике – сфере, с которой все мы сталкиваемся ежеминутно. А экономика учит думать и рассуждать, может быть, даже лучше, чем технические предметы.
Более того, экономике россиян мало и плохо учили в большинстве вузов – я не говорю о специализированных учреждениях. Причем есть ощущение, что качество образования теперь даже ухудшилось по сравнению с советским временем.
Аспирант финансового вуза, приходя устраиваться на работу в экономическое издание, не знает, что такое инфляция. И это не разовый случай, а постоянная практика. Говорю ответственно: у нас в редакции есть анкета, которую заполняют соискатели. В ней содержится просьба дать определения десятку терминов.
На программу, разрабатываемую Минфином, потом выделят бюджетные средства, и весьма велик риск, что они просто достанутся «хорошим людям». Кто помнит о прошлых разъясняющих кампаниях по поводу финансовых рынков или пенсионной реформы? А кампании эти были.
Не думаю, что, например, наружная или телевизионная реклама смогут сыграть в деле финансового воспитания сограждан какую-либо роль. Разве что денег коммерсанты заработают, а кто-то откаты получит.
Предложу свои варианты использования наших с вами, между прочим, денег. Во-первых, надо резко увеличить время, выделенное на преподавание экономики как в школах, так и в вузах. Взглянув на учебные программы, сразу поймете, за счет чего. При должном энтузиазме, подкрепленном авторитетом президента, это можно сделать и бесплатно.
Во-вторых, необходимо создать небольшие, но интересные программы о финансах на каждом из федеральных телеканалов – в разном формате, в разное время. Сам бы с удовольствием смотрел.
В-третьих, предположу, что полезным будет выпуск массового финансового справочника, в котором доходчивым языком и с картинками народу объяснят: как работает налоговая система, что такое фондовый рынок, как рассчитывается тариф по ОСАГО, что дает система страхования вкладов, как получить имущественный налоговый вычет, что такое управляющие компании и т. д. Очень много всего интересного можно написать. Книжку люди если и не прочитают сразу, так хотя бы поставят на полку и обратятся потом.
Издание книжки тиражом в 50 млн экземпляров обойдется в $100 млн. Недешево, конечно. Но зато эффективно, если, к примеру, снабдить первую страницу обращением Владимира Путина вроде ленинского «Учиться. Учиться. Учиться». А по всем почтовым ящикам бесплатно доставит книжку федеральная «Почта России».
Электронные версии стоит разместить на сайтах всех финансовых госведомств. Ну а начать можно без всякой госпрограммы с себя: на сайте Минфина внятной разъясняющей информации для простого человека я не нашел. Слабо ее туда поместить?
ХОРОШО
В школьных программах очень много лишнего: это большой резерв для резкого увеличения числа уроков экономики
ПЛОХО
Чиновникам, чтобы начать работать, обязательно надо составить какую-то программу. А можно ведь просто дать задание подчиненным
Журнал «Финанс.» №10 (196) 12-18 марта 2007 г. — Частная дума
Олег Анисимов, главный редактор «Ф.»
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.