Саркофаг для сервера

Львиная доля российских компаний хранит корпоративные данные на собственных серверах, расположенных прямо в офисе. У такого подхода два основных плюса: полная свобода в распоряжении хранимой информацией и гарантия того, что доступ к ней могут получить только сотрудники предприятия (исключая форс-мажорные обстоятельства, например, изъятие серверов силовыми структурами). Главный недостаток — вместе с ростом компании объемы данных возрастают в десятки раз, в результате чего постоянно требуется расширение информационных баз. В определенный момент их физическое увеличение путем покупки новых серверов и жестких дисков становится затруднительным: система перегружается, теряет в производительности, доступности данных и надежности их хранения.

Решением этой проблемы стала концепция ILM (Information Lifecycle Management — управление жизненным циклом информации). Ее суть состоит в разделении данных по степени ценности для бизнеса. Наиболее важная для решения текущих задач информация помещается в надежное, быстродействующее и дорогое хранилище. А для оперативного восстановления работы офиса в случае сбоя основной системы данные в режиме реального времени копируются на резервный сервер, находящийся в другом помещении. Так поступает, например, фармдистрибьютор «Рифарм», изначально купивший для этого два одинаковых сервера. За полгода резервная «машина» так и не пригодилась, но, по расчетам, в случае поломки основного хранилища максимальный срок простоя информационной системы «Рифарма» составит не более получаса.

Все остальные данные в рамках концепции ILM переносятся в более дешевую и менее скоростную систему хранения. Например, копируются на оптические накопители (CD или DVD-диски), которые затем увозятся на площадку, географически удаленную от основной серверной комнаты. «Системы хранения, построенные на основе ILM, позволяют хранить наиболее актуальные и востребованные данные под рукой, — говорит Дмитрий Фишелев, директор по продажам Datafort, — и отправлять в архив информацию, к которой редко обращаются».

Однако и при использовании концепции ILM риск потери информации или длительного простоя системы остается довольно высоким. Как справедливо замечает начальник отдела IT-сервисов компании «Эквант» Максим Гарусев, резервные серверы подвержены поломкам так же, как и основные. Кроме того, далеко не все даже крупные компании обладают полноценной службой информационной безопасности. По словам Максима Гарусева, у огромного количества предприятий нет даже необходимой физической инфраструктуры для создания корпоративного data-центра. И зачастую серверное и телекоммуникационное оборудование находится в офисных помещениях, что увеличивает риски конфиденциальности, целостности и доступности информации. Наконец, при достаточно мощной IT-инфраструктуре возникает необходимость в соответствующем инженерном обеспечении: системах кондиционирования, автономного электропитания, пожаротушения, круглосуточного мониторинга за состоянием каналов связи, что означает дополнительные траты.

Data-центры. Выход из положения — передача хранения информации на аутсорсинг специализированным центрам обработки данных. Такая идея возникла в США около 10 лет назад для снижения расходов. По этой причине аутсорсинг функций хранения быстро стал популярным у средних компаний, которым, как правило, не хватает персонала и ресурсов для эффективного управления разрастающимися хранилищами. Россия пока идет особым путем. Малые и средние отечественные компании почти не пользуются IT-аутсорсингом, несмотря на очевидное повышение эффективности. По расчетам специалистов группы Stack, представляющей услуги data-центра, обслуживание и поддержание сервера стоит московской компании в среднем около 12 тыс. рублей в месяц. Тогда как его физическое размещение с услугой круглосуточного администрирования в центре обработки данных будет обходиться в два раза дешевле. Другой пример: на покупку сервера, способного поддерживать «1С: 8.0», компании малого бизнеса придется потратить не менее $3,5 тыс. Аренда сервера такого же класса в data-центре обойдется в 4,5 тыс. рублей в месяц.

«К аутсорсингу более склонны крупные промышленные предприятия, — рассказывает Максим Гарусев. — Сложно выделить конкретные отрасли. Это пищевая промышленность, авиационные предприятия, производство товаров народного потребления, машиностроение. Неохотно идет на аутсорсинг любых технологических решений банковская сфера в силу своей консервативности». Крупный бизнес чаще задумывается об IT-аутсорсинге потому, что ему сложнее развиваться экстенсивным путем, захватывая все большую долю рынка, нежели среднему бизнесу. Большие компании начинают размышлять над проблемой повышения эффективности, ищут пути снижения издержек. Например, «Росгосстрах» отдал на аутсорсинг всю корпоративную информационную систему. Компания арендует в data-центре промышленные стойки с обеспечением бесперебойного электропитания и сервера баз данных, которые периодически копируются на магнитные ленты. Правда, «Росгосстрах» обслуживает свою систему собственными силами: для его сотрудников в data-центре выделены специальные рабочие места.

Основными игроками на российском рынке IT-аутсорсинга являются телекоммуникационные компании. Они предоставляют услуги центров обработки данных вместе с широкополосными каналами доступа. Так, услуги data-центра предоставляют компании Golden Telecom и «Эквант», группа Stack сотрудничает с «Комстар — Объединенные телесистемы». Однако заметную роль играют диверсифицирующие свой бизнес системные интеграторы, например «Аквариус» и IBS (проект Datafort).

Эксперты выделяют три плюса передачи хранения и обработки данных на аутсорсинг помимо сокращения IT-затрат. Во-первых, повышается защищенность информации. Так, стандартный data-центр представляет собой здание с «саркофагами», в которых располагаются серверные стойки. Каждый такой модуль оснащен собственной системой кондиционирования, пожаротушения и видеонаблюдения. Предусмотрено даже автономное обеспечение энергией в случае отключения электричества. Во-вторых, аутсорсинг позволяет даже небольшим предприятиям получать услуги, которые они не смогли бы приобрести из-за дороговизны, например резервирование данных. В-третьих, решается проблема удержания высококвалифицированных IT-специалистов. «Нет необходимости содержать большую IT-службу, — говорит Сергей Лысаков, генеральный директор группы Stack. — Вопросами поддержки информационных систем занимается поставщик услуг аутсорсинга. Большинство нештатных ситуаций решается своими силами, без вызова представителей фирмы — поставщика аппаратного или программного обеспечения».

Риски передачи хранения данных на аутсорсинг снижаются техническими и организационными мерами. Первыми занимается data-центр — это выделенный канал связи и шифрование данных. Об организационных мерах, к которым относятся страхование риска передачи данных и заключение с поставщиком услуг соглашения о качестве обслуживания, лучше позаботиться самой компании.

Отсутствие базы. Услуги хранения данных мало востребованы отечественными компаниями. Максим Гарусев считает, что проблема заключается в отсутствии доверия к поставщику услуг со стороны потребителей. Кроме того, российские предприятия еще не накопили таких огромных массивов данных, как западные компании. Аукается и слабое развитие в России электронного документооборота между компаниями из-за пробелов в законодательстве. А Дмитрий Фишилев видит проблему и в плохой информированности российских компаний о существовании подобных услуг. Несмотря на все это, в ближайшие четыре года специалисты IDC ждут ежегодного роста российского рынка IT-аутсорсинга на 40%.

Журнал «Финанс.» № 18 (108) 16 — 22 мая 2005 — IT + финансы
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.