Фаберже в Кремле уже

ЦЕННОСТИ. После прощальных американских “гастролей” коллекция пасхальных яиц фирмы Фаберже, которая в начале февраля была приобретена председателем совета директоров ОАО “СУАЛ-Холдинг” Виктором Вексельбергом у членов семьи Форбс (см. “Ф.” № 5), наконец-то прибыла в Москву. Разместилась, как положено, по-царски: в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля, где на нее и можно будет полюбоваться до 25 июля. Затем ювелирные шедевры отправятся в тур по городам России: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Тюмень… Дальнейший маршрут представители фонда “Связь времен”, который был создан специально под сделку, обнародовать пока не решились, испугавшись шквала заявок от региональных музеев. Впрочем, гораздо большее любопытство вызывает другая, засекреченная до поры до времени информация. Председатель правления культурно-исторического фонда “Связь времен” Владимир Воронченко решил подготовить почву для будущих сенсаций, сообщив, что в ближайшее время стоит ждать еще две “интересные” сделки, одна из которых может затмить даже покупку коллекции пасхальных яиц Фаберже, называемую представителями фонда лишь первым и пробным шагом. О чем, собственно, идет речь, пока держится в строгой тайне: известно только, что это не приобретение частного собрания, не участие в аукционе и не покупка исторической недвижимости. В то же время Владимир Воронченко подчеркивает, что, несмотря на выставку, проводимую в Кремле, статус коллекции продолжает оставаться частным. Сам Виктор Вексельберг даже подумывает о создании частного музея.

Но оставим все разговоры о конъюнктурности высокобюджетных “культурных” сделок, проберемся сквозь слова руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого о том, что подобного рода акции должны быть постоянными, а не одноразовыми с целью “обрести индульгенцию за прошлые существующие или несуществующие грехи”. Обратимся к прекрасному: полюбоваться, право, есть на что. В прозрачных кубах пуленепробиваемых стекол, в лучах приглушенной подсветки, играющей блеском алмазов, по периметру сводчатого зала разместились почетные гости – 15 пасхальных яиц из мастерской Карла Фаберже, в числе которых и девять императорских. Традиция дарить на Пасху “яичко не простое, а золотое” была положена императором Александром III, который в 1885 году пожаловал своей супруге, императрице Марии Федоровне, покрытое белой эмалью яйцо, внутри которого оказалась упитанная золотая курочка. Причудливые формы и секретные механизмы, тончайший золотой ажур и переплетение драгоценных лепестков… “Бутон розы” еще не раскрылся, “Лавровое дерево” усыпано крохотными цветами, бусинки “Ландышей” обвивают розовое яйцо, которое венчают трогательные портреты Николая II с детьми. Неподалеку от “Ландышей” находится и самый знаменитый экспонат коллекции – солнечно-золотое “Коронационное яйцо” с миниатюрной каретой, которую так легко представить запряженною тройкой лошадей, с чинно расположившейся в обитом красном бархате салоне императорской четой. Все это золотое, платиновое, алмазное, рубинное, хрустальное, жемчужное великолепие так и хочется называть уменьшительно-ласкательно: любой экспонат способен уместиться на ладони. Но золотник хоть и мал, да слишком дорог: без покрытой коммерческой тайной конкретики – свыше $100 млн. l

Журнал «Финанс.» № 20 (61) 24-30 мая 2004 – Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.