Бизнес на досуге

Новый Год на Волге: неспешное времяпрепровождение за разговорами, за трапезой, в прогулках, на зимней рыбалке. Каникулы у родителей жены: походы по родственникам, знакомым, местным заведениям и паркам, выезд в деревню. Именно так мы и планировали. Ничего большего не желали.

Пара слов о городке. Провинциальный райцентр, один из самых зажиточных в этих краях. Так уж сложилось – в числе градообразующих предприятий оказались те, интерес к которым власти и бизнес не теряли даже в самые мрачные 90-е. По московским меркам зарплаты скромные, но на фоне остальных городов Центральной России и Поволжья весьма завидные. Ну а там, где есть деньги, очень скоро начинает формироваться культура потребления, а вместе с ней индустрия развлечений. Цивилизованных развлечений. Питейные заведения образца 70–90-х, где за столиками не сидели, а стояли (до тех пор, пока могли стоять), попрятались, очагами «культуры» их уже не назовешь. Некогда классические советские рестораны, перепрофилировавшиеся в перестроечные времена в бандитские кабаки, вновь меняют антураж и репертуар. Здешние завсегдатаи сменили спортивные костюмы на деловые, а по пятницам приходят в джинсах и свитерах, их некогда бритые головы теперь просто лысые. Этих людей принято узнавать в лицо, в остальном же, включая манеры, они мало отличаются от прочих приличных граждан.

Впрочем, барами и ресторанами местный вечерний досуг не ограничивается. Боулинг, ночные клубы с заезжими диджеями, казино – все это есть. И что примечательно, в пятницу вечером свободного столика или даже просто места у барной стойки не найти – город гуляет.

Собственно эти маркетинговые зарисовки вот к чему. Город, о котором идет речь, хоть и «продвинутый», но размерами невелик. При желании можно водить знакомство если не с каждым вторым, то уж точно с каждым третьим его жителем. Пусть и шапочное, но все же. Круг моих знакомых с каждым приездом сюда ширится. На сей раз в него попали Алексей и Инна, молодая пара как ни странно из Москвы. Они тоже решили навестить на каникулах родственников. Но не только. Пару месяцев назад Инна начала здесь, в маленьком волжском городке, за сотни километров от столицы и своего нынешнего дома, собственное дело. Открыла кофейню. Странная идея.

– Почему странная? Мне всегда хотелось иметь свой бизнес. А теперь и возможность появилась.

– Почему же здесь, а не в столице?

– В Москве заниматься «рестораторством» вряд ли получилось бы, деньги совсем другие нужны, да и нервы. Здесь же до сих пор нет ни одной кофейни, а клиент уже «созрел». Надо пользоваться моментом.

– Кофейня здесь, квартира – в Москве. Как же управляетесь?

– У нас надежные люди «на местах»: родственники, знакомые. Оперативный контроль и управление поставлены. Я в основном стратегией занимаюсь, за финансами вместе с бухгалтером слежу, с поставщиками договариваюсь, ну и с властями, когда нужно. Сейчас два-три раза в месяц приезжаю. Ну а когда только начиналась вся эта история прошлым летом мне пришлось на какое-то время сюда переехать.

– То есть возникла идея, взяли деньги, приехали и открылись «с нуля»?

– Не совсем. Если честно, сильно повезло с помещением. Собственно, сначала подвернулся вариант, а уж потом стали деньги собирать. Лучшего места не найти: старое кирпичное здание в проходном месте, раньше в нем детское кафе было, потом кондитерская. Прежний арендатор сейчас банкротится, ну мы и выкупили права аренды. Да что рассказывать, завтра там можно позавтракать, сами все увидите.

Я не очень-то люблю ходить по кофейням, но если речь идет о завтраке, то почему бы нет.

Помещение действительно впечатляет. Особенно высокие арочные окна. Оформлено все аккуратно и, видимо, стильно. Впрочем, в «кафешных» стилях я ничего не понимаю. Инна уверяет, что старалась сделать заведение похожим на европейские или, точнее, на французские «аналоги». Пожалуй, так оно и вышло.

– Где дизайн заказывали?

– Как таковой дизайн-проект мы не заказывали. В Москве в студии попросили сделать эскизы по заданным параметрам, а здесь уже по ним местная бригада работала. Полноценный проект, где выверен каждый сантиметр, вся «разводка-проводка» – это слишком дорого и слишком долго. А у нас мало времени.

– Мало?

– Очень мало. Помещение городу принадлежит. Срок аренды истекает в 2009 году, а потом его продадут. Мы хотим побыстрее раскрутиться, тогда, быть может, хватит денег выкупить.

– Жесткий, наверное, бизнес-план.

– Не мягкий.

– Если не секрет, сколько вложили?

– Около $50 тыс. Здесь все: выкуп прав аренды, оформление документов, ремонт, оборудование, обучение персонала, плюс текущие расходы первого месяца. Впрочем, сумма могла быть и больше, и меньше. Вариантов-то масса. Ту же мебель можно заказать на местной фабрике или в Москве. Либо как мы поступили: купить недорогие столы, стулья, диваны в московском гипермаркете и отдать их на доработку здешним мастерам. Оборудование можно взять новое или подержанное, везти из столицы или поискать поближе, да и производители разные.

– А сейчас какие расходы?

– Мы уже вышли на уровень текущей рентабельности. Окупаемся потихоньку. Выручка по плану должна расти до 500 тыс. рублей в месяц. Если форс-мажора не будет, вложенное вернем в течение года. На второй год уже прибыль пойдет.

– Сами все рассчитали?

– Вместе с бухгалтером. Вообще же, больше на интуицию полагаюсь, на собственное ощущение рынка. Правда, кое-какая подготовка есть. В Москве я прошла бизнес-курс по открытию кофейни.

– Есть и такие?

– Сейчас каких только нет.

– Кстати, а как с властью отношения? Неофициальные расходы велики?

– Как ни странно не очень. Можно сказать, что взяток как таковых мы не давали. У чиновников все уже давно на коммерческой основе, причем официально.

– То есть?

– Вот пример. В санэпидстанции документы оформляются в несколько этапов. На одном из них просят так называемую программу технологического контроля. Мы им говорим: «Без проблем, только объясните, что это такое». Они: «А зачем объяснять, мы вам сами можем все подготовить. За умеренную плату. Вот квитанция, идите в сберкассу». То есть все решаемо.

– А не жалко будет бизнес, если денег не хватит выкупить помещение?

– Не хватит денег, зато хватит опыта новое дело начать.

Журнал «Финанс.» № 1 (187) 8-14 января 2007 — Ф. рублёв

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.