60% общих пассивов банков, вошедших в рейтинг «Ф.», занимают средства населения и юридических лиц
Общий размер пассивов банков – участников рейтинга «Ф.» – вырос с начала года на 25% – с 8,6 трлн до 10,7 трлн рублей. При этом надо учесть: количество участников рейтинга увеличилось за это время с 238 до 276 банков. Совокупный объем средств частных лиц, привлеченных кредитными организациями, с начала года вырос на 19,9% (до 3,1 трлн рублей), средства предприятий – на 26,6% (до 3,2 трлн рублей). Основные составляющие пассивов банков – собственный капитал, средства частных и корпоративных клиентов, выпущенные ценные бумаги, межбанковские заимствования на внешних и внутренних рынках. Оптимально, когда банк равномерно задействует все средства для формирования пассивной базы.
Крупная «рыба». Средства основных клиентов банков – предприятий и населения – занимают около 60% пассивов участников рейтинга «Ф.». При этом около 30% приходится на юридических лиц. «В западной банковской системе средства юрлиц в пассивах формируются в значительной степени за счет сегмента компаний, занимающихся долгосрочными накоплениями, – говорит финансовый директор Банка Москвы Юрий Максутов. – Скажем, страховых компаний, пенсионных фондов, деятельность которых у нас находится в зачаточном состоянии». Тогда как в российских банках преимущественно лежат ресурсы, которые могут быть востребованы довольно скоро.
Около половины средств предприятий и организаций составляют остатки на счетах, которые подвержены сильным колебаниям – деньги хранятся от одного до трех дней и используются банками для поддержания текущей ликвидности, то есть способности удовлетворить краткосрочные обязательства.
Другую половину средств юрлиц занимают депозиты, размещенные на фиксированный срок. Они приносят владельцам 6–7% годовых в рублях.
У срочных депозитов предприятий есть важное преимущество для банков – их нельзя изъять раньше предусмотренной в договоре даты (ст. 837 Гражданского кодекса). В то время как простые граждане, согласно Гражданскому кодексу, могут забрать свой вклад в любой момент, потеряв лишь проценты. Банки обязаны возвращать средства населения по первому требованию.
Выходит, депозиты юридических лиц – более надежный источник пассивов. Однако если компания размещает вклад, то обычно он краткосрочен – от трех месяцев до полугода. Ведь предприниматели стремятся эффективно использовать свои средства, вкладывая их в развитие бизнеса.
При этом специалисты прогнозируют – в перспективе объем депозитов предприятий и организаций будет увеличиваться довольно медленно. «Рост средств юрлиц продолжится в номинальном выражении, однако их доля в пассивах будет уменьшаться», – считает директор рейтингового агентства Fitch Александр Данилов. «Доля в пассивах средств предприятий уже не будет резко увеличиваться, – соглашается гендиректор аналитической лаборатории «Веди» Алексей Ведев, – скорее всего они станут расти, как ВВП, то есть примерно на 7% в год, хотя еще недавно этот показатель мог составлять 35%».
Доверие на 190. При формировании пассивов большое значение придается вкладам населения. «Остатки на счетах частных лиц более стабильны и предсказуемы, чем на счетах предприятий», – говорит зампред Райффайзенбанка Павел Гурин. Граждане тратят средства, но и регулярно пополняют счета, к примеру карточные. Соответственно, рынок депозитов населения интересен для банков и более активным ростом, и более длительными сроками привлечения, чем у юрлиц. Наибольшей популярностью у граждан пользуются вклады на год.
При этом население относится к банкам все более благосклонно – доверие постепенно растет. Возможно, уже сказывается действие системы страхования вкладов (ССВ). Потребители смогли убедиться: ССВ действительно работает. Через две недели после отзыва лицензии у банка, принятого в систему, начинаются выплаты – каждому вкладчику возмещается до 190 тыс. рублей, размещенных в одном банке.
В структуре депозитов граждан доля валютных вкладов довольно активно снижается. Так, если два с половиной года назад вклады в валюте занимали около 30% всех депозитов населения, то сейчас – около 19%. Судя по всему, тенденция продолжится, поскольку население все больше доверяет рублю, который укрепляется.
Однако, как отмечает Алексей Ведев, «сокращение валютных вложений не привело к ускорению роста рублевых депозитов – население выбирает альтернативные инструменты – ПИФы, недвижимость, что сужает возможности привлечения ресурсов для банков». По его подсчетам, к концу года банки «недосчитаются» $5–7 млрд., которые могли бы разместить граждане во вклады, если бы не было альтернатив.
Ближе к народу. Высокая доля средств населения – более половины пассивов – обычно наблюдается у средних региональных банков, активно работающих на розничном рынке. Они очень заинтересованы в привлечении средств частных клиентов: у некрупных кредитных организаций очень мало возможностей выйти на рынок международных заимствований, да даже на российском межбанковском рынке им работать сложнее, чем крупным игрокам.
Зато местные жители зачастую доверяют региональным кредитным организациям больше, чем крупным московским. Ведь жители в глубинке обычно все хорошо знают друг друга. Соответственно знакомы если не с собственниками, то с менеджерами местной кредитной организации. К тому же здание банка может быть знакомо с детства – мимо него ходили и в детский сад, и в школу. Почему бы теперь не зайти внутрь и не положить деньги?
В десятке лидеров по доле средств населения в пассивах значится лишь одна московская кредитная организация – банк «Балтийский» (в июне текущего года его головной офис переехал из Москвы в Петербург). По словам вице-президента «Балтийского» Александра Жукова, его кредитная организация последние годы целенаправленно выстраивала работу с частными клиентами и намерена в дальнейшем делать на них ставку.
Крупные банки тоже заинтересованы во вкладчиках, но не до такой степени, как небольшие кредитные организации. Согласно недавнему исследованию Агентства по страхованию вкладов (АСВ), доля 30 крупнейших банков по объему средств граждан на рынке депозитов частных лиц уменьшилась за первое полугодие на 0,8 процентного пункта. Вместе с тем вес средних финансовых учреждений увеличивается. Крупные банки, по мнению АСВ, получая дешевые займы на внешних рынках, не испытывают необходимости в привлечении сбережений населения по высоким ставкам. При этом кредитные организации заинтересованы в привлечении «длинных» денег: ведь клиенты желают получать ссуды на все более продолжительный срок.
Деньги – надолго. Заимствования за рубежом – наиболее привлекательный для российских банков способ пополнения пассивов: кредитная организация получает дешевые и «длинные» деньги (срок семь лет – не предел). Речь прежде всего идет о еврооблигациях и синдицированных кредитах. Старший аналитик «Рус-рейтинга» Юлия Архипова отмечает, что темпы роста объемов зарубежных денег в структуре пассивов превышают темпы роста размера средств от российских инвесторов и вкладчиков. За период с января по сентябрь 2006-го объем еврооблигаций, выпущенных российскими компаниями, увеличился на $13,9 млрд. Из них, согласно исследованию агентства «Рус-рейтинг», около половины выпущено банками. Что касается синдицированных кредитов, то за последний год банки заключали подобные сделки также очень активно. Однако зарубежные деньги доступны далеко не каждому финансовому институту.
Если не брать крупнейших и известнейших игроков, то выход на рынок зарубежных заимствований происходит постепенно. «Для среднестатистического российского банка работа на рынке долговых обязательств носит эволюционный характер, – комментирует Александр Данилов. – Как правило, все начинается с вексельной программы, за которой следуют выпуски рублевых облигаций, а затем по мере роста активов кредитной организации и ее узнаваемости инвесторами она может рассчитывать на размещение долговых инструментов на международных рынках капитала».
Как отмечает Павел Гурин, использовать синдицированный кредит как способ привлечения финансирования могут далеко не только крупнейшие российские банки, но и финансовые учреждения, которые не входят в первые десятки по размерам активов, в частности крупные региональные кредитные организации.
Синдицированные кредиты и евробонды удается выпустить банкам с понятной для инвесторов стратегией развития, структурой собственности и клиентской базой. При этом, отмечают эксперты, еврооблигации иногда оказываются менее выгодными, чем синдикаты. «Часто для крупных банков синдицированное кредитование дешевле, чем выпуск евробондов, – отмечает кредитный аналитик Standard & Poors Елена Романова. – Зарубежные финансовые учреждения, участвующие в синдикате, обычно хорошо знают своих заемщиков, и они могут рассчитывать на получение финансирования по выгодным ставкам». Стоимость же еврооблигаций будет зависеть не только от финансового состояния эмитента и его надежности, но и от ситуации на рынке в момент размещения бумаг.
Отметим: синдицированные кредиты могут привлекаться не только от зарубежных банков, но и от российских. К примеру, Газпромбанк и МДМ-банк организовывали синдикат для Россельхозбанка (2,1 млрд. рублей), Внешторгбанк и Международный московский банк (ММБ) – для Бинбанка (536 млн. рублей) и Локо-банка (600 млн. рублей). Однако такие сделки заключаются гораздо реже: ведь западные ставки почти всегда ниже, чем у российских кредиторов. То же самое можно сказать и про рынок рублевых облигаций. Хотя банки являются на нем довольно активными игроками. «Рублевые облигации как источник финансирования становятся все более привлекательным, – отмечает Павел Гурин, – сроки выпуска увеличиваются и доходят до пяти-семи лет, а ставки снижаются».
Еще один вид заимствований, набирающий популярность в России, – секьюритизация, то есть выпуск и продажа облигаций, обеспеченных активами. Кредитные портфели уже секьюритизировали банки «Союз» (автоссуды), «Русский стандарт» (займы в торговых точках), Внешторгбанк, Городской ипотечный банк (ипотечные ссуды). Все бумаги выпускались за рубежом. В России по закону пока можно размещать лишь ипотечные ценные бумаги. И на прошлой неделе произошел, наконец, первый выпуск: «дочка» Газпромбанка – банк «Совфинтрейд» – разместила через специализированную организацию «ГПБ-ипотека» облигации с ипотечным покрытием на 3 млрд. рублей.
О чем говорит капитал. Если существенную часть пассивов (допустим, более 40%) занимает собственный капитал, то, по мнению участников рынка, это не всегда хороший знак. «Высокая доля собственного капитала может говорить о его искусственном накачивании, – считает начальник аналитического управления брокерского дома «Открытие» Халиль Шехмаметьев. – Как правило, облигации банков-эмитентов, капитал которых занимает значительную часть пассивов, торгуются с более высокой доходностью». То есть кредитная организация занимает деньги не на самых выгодных условиях.
Однако, конечно, преобладание капитала в пассивах может свидетельствовать и о хорошем запасе прочности. «В личных беседах руководство одного из таких банков заявляло, что высокая доля собственного капитала – следствие осторожности основного акционера, – продолжает эксперт, – причем такая стратегия оказалась оправданной: во время кризиса доверия 2004 года у кредитной организации не было проблем с исполнением обязательств».
По мнению Елены Романовой, банк может поддерживать высокую долю капитала в пассивах, если его бизнес связан с высокорисковыми вложениями, к примеру, в акции. «Это необходимо для создания достаточного резерва на покрытие соответствующих рисков», – говорит собеседник «Ф.». Скажем, находящийся в десятке лидеров по доле собственного капитала в пассивах банк «Российский кредит» имеет в активах долю акций в 59%, Национальный резервный банк – 32%, «Северо-восточный альянс» – 30%.
Журнал «Финанс.» № 41 (178) 23 – 29 октября 2006 г — Банки
Людмила Милевская
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.