А всем летать охота

Чувство полета. Боишься первые секунд тридцать, когда ровная поверхность стремительно удаляется, и понимаешь: тебя держит в воздухе не металлическая глыба с неохватными крыльями, а божья коровка с пропеллером. Потом дрожать от страха некогда, надо наслаждаться необозримыми просторами, близостью неба и земли, будоражащим чувством полета. Когда смотришь в иллюминатор самолета после взлета — видишь лишь разноцветную географическую карту, из вертолета все кажется близким, осязаемым и невероятно красивым. И темно-зеленые леса с болотцами посередине, и вьющиеся среди рыжих полей тропинки, и прочерченные по линейке шоссе со смешными игрушечными машинами, и кукольные домики, выстраивающиеся в поселки и города. Летишь и ловишь себя на мысли — такого чистого восторга не испытывала, кажется, с детства, когда мир казался новым и удивительным. Детские и подростковые мечты о полетах над землей обычно и приводят в вертолетные клубы.

Для романтиков и прагматиков. Все начинается с десятиминутного демонстрационного полета. Удовольствие вполне доступное — обойдется в $100 для трех человек, которые составят компанию пилоту. Улететь далеко не удастся, но за это время вполне можно понять, хочется ли продолжения. Если да, то можно арендовать вертолет на более длительный срок и полюбоваться с высоты пленительными видами или слетать на пикник и рыбалку. За летный час с вас возьмут около $600. Некоторые фирмы включают полеты на вертолетах в «меню» корпоративных праздников — необычное действо надолго запоминается сотрудникам. В августе IT-компания OCS для участников устроенной ею конференции в Норвегии организовала вертолетную прогулку — обозревали фьорды и ледники. Аренда одного вертолета, рассчитанного на трех пассажиров, обошлась в 3,6 тыс. норвежских крон, то есть примерно в $570 за полчаса.

Вертолет хорош еще и тем, что отлично экономит время — до нужного места можно добраться в 4-8 раз быстрее, чем на автомобиле, например, дорога от МКАД до труднодоступного для наземного транспорта Селигера займет меньше двух часов, а до Петербурга можно добраться за три с половиной. Поэтому воздушными судами с пропеллерами интересуются люди двух типов — романтики-экстремалы, жаждущие необычных ощущений, или прагматики. Их вертолеты привлекают стремительностью и удобством передвижения и тем, что являются самым безопасным видом транспорта: даже с выключенным двигателем аппарат в режиме авторотации может совершить безопасную посадку.

Полетал, обучился, купил. Некоторые энтузиасты хотят летать самостоятельно, другие предпочитают нанять пилота. Освоить управление вертолетом, конечно, сложнее, чем научиться водить машину: автомобиль все-таки передвигается по плоскости, летать же приходится в трехмерном пространстве, — но ненамного. Важно, чтобы, во-первых, человеку была близка и интересна техника и, во-вторых, чтобы позволяло здоровье — с полностью расстроенным вестибулярным аппаратом летать точно не получится. Индивидуальный курс летного искусства — 60 часов теории и 42 часа практики — в подмосковных вертолетных клубах (самые крупные — «Авиамаркет», обитающий на территории аэроклуба «Филин» неподалеку от города Истра, и «Аэросоюз», базирующийся на территории спортивного комплекса «Волен» близ Яхромы) стоит в среднем $18 тыс. и занимает около двух месяцев. По его окончании выдается свидетельство государственного образца. Услуга, безусловно, предназначена для состоятельных клиентов. Неудивительно, что члены вертолетных клубов в основном чиновники и предприниматели в возрасте 35-50 лет, состоятельные, часто в прошлом имевшие отношение к авиации, многое испытавшие и попробовавшие в жизни, так что они умеют ценить новые удовольствия. Они, по отзывам инструкторов, идеальные курсанты, дисциплинированные, организованные, обладающие здоровым чувством самосохранения — им есть что терять.

Многие из них после постижения премудростей пилотирования задумываются о приобретении собственного вертолета. В $450-500 тыс. обойдется чрезвычайно популярный в мире четырехместный Robinson R44. Вертолеты американской компании носят неофициальный титул самых безопасных, надежных и экономичных в мире (расход бензина — 50 литров в час). Конечно, летательные аппараты отечественного производства можно приобрести и за $20 тыс., но, как уверяют участники рынка, в России спрос на вертолеты стоимостью полмиллиона долларов значительно выше. Недавно Банк проектного финансирования предложил клиентам, проживающим в Москве или Подмосковье, нестандартную услугу — кредит на приобретение вертолетов. На сумму до 50% от стоимости воздушного судна сроком до трех лет. Пока предложением воспользовался один человек и с несколькими ведутся переговоры. Хотя очевидно, что многие банки не откажут в ссуде клиенту, желающему приобрести вертолет в кредит, просто они не декларируют эту услугу ввиду пока минимального спроса.

Журнал «Финанс.» № 31 (168) 14-20 августа 2006 — Отдых
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.