Полис на Неве

Рынок поровну. Петербург – один из немногих российских регионов, где местные компании удерживают значительную долю страхового рынка. Соотношение по объемам собираемой премии между компаниями федерального уровня и собственно петербургскими примерно равное. В ту или иную сторону чаша весов склоняется в зависимости от того, считать ли «Росгосстрах – Северо-Запад» местной компанией (зарегистрирована она все-таки в Петербурге) или же частью федеральной структуры. Будучи бесспорным лидером в Северо-Западном федеральном округе, в самом Петербурге этот страховщик пропустил вперед «Ресо-гарантию» и «Русский мир». Кстати, показатели «Русского мира» обеспечивают ему лидирующие позиции не только на местном рынке, но и в общефедеральном масштабе: по итогам 2004 года в рейтинге страховщиков «Ф.» он занял 21-ю строчку, выше только московские компании и «Сургутнефтегаз».

В первом квартале 2005 года к тройке лидеров приблизился другой петербургский страховщик – «Прогресс-Нева», оставивший позади столь известные имена, как «Ингосстрах» и «Росно». Неплохо в родном городе чувствует себя и «Медэкспресс», которым владеют «Северо-Западный Телеком» и Franco-Canadienne De Re (Канада). Особенно успешен он на рынке добровольного медицинского страхования (ДМС), где теснит лидеров. Всего же на десять крупнейших операторов рынка Петербурга, шесть из которых – московские, приходится около 60% сборов.

Относительное спокойствие. Конкурентная борьба идет не только внутри этой десятки – закрепиться в городе на Неве пытаются многие крупные федеральные компании, отставшие в свое время на старте. «Чувствуется, что Петербург стал для московских страховщиков если не целью номер один, то как минимум неким переходящим знаменем. Постоянно ощущается высокая конкуренция с их стороны не только за клиентов, но и за кадры. Демпинг и принятие на страхование объектов повышенного риска становятся обычным явлением», – сетует гендиректор «Прогресс-Нева» Сергей Ковальчук. В то же время он убежден, что круг лидеров сложился, изменения в его составе маловероятны.

Что примечательно, схожую оценку приходится слышать от «москвичей». «К сожалению, даже среди крупных компаний встречаются такие, которые до сих пор пользуются демпинговыми приемами, устанавливая экономически не обоснованные тарифы. Это ставит других страховщиков в неравные условия», – рассказывает руководитель Северо-Западной дирекции «Росно» Зинаида Мякина.

Лидер рынка – «Ресо-гарантия» в лице директора петербургского филиала Дмитрия Большакова смотрит на ситуацию более оптимистично: «Конкурентная среда характеризуется тем, что классический (реальный) страховой рынок поделен между 10-15 компаниями, причем поделен совершенно рыночными методами, без использования административного ресурса или ценового демпинга». По его словам, рост убыточности, в частности по автострахованию, ДМС, не позволяет опускать стоимость полисов ниже уровня, обеспечивающего, во-первых, достаточное качество услуг, полноту и своевременность выплат, а во-вторых, приемлемую с точки зрения экономической эффективности норму прибыли. Хотя Дмитрий Большаков признает, что с «некорректным поведением со стороны «случайных» страховщиков» сталкиваться все же приходится, главным образом в ОСАГО.

Еще более умиротворяюще звучат слова заместителя гендиректора «Русского мира» Евгения Гуревича: «Отношения между страховщиками на петербургском рынке достаточно спокойные, существовавшая несколько лет назад антипатия к филиалам московских страховых компаний постепенно исчезла».

Требовательный город. Возможно, это связано с тем, что игра на понижение тарифов в расчете на прочность тылов, эффективная во многих российских регионах, в Петербурге не дает ожидаемого эффекта. Москвичка Зинаида Мякина, управляя делами «Росно» в Петербурге, обнаруживает в местных жителях не по-российски требовательных потребителей: «Петербуржцы очень бережливые, они тщательно считают свои средства. И уж если человек принял решение страховаться, то потребует от компании услуги максимально полные и качественные». «По некоторым видам страхования (например, ОСАГО) дополнительный бесплатный сервис стал практически обязателен для успешной работы. Наши оценки состояния рынка в начале этого года показывают, что компании, пренебрегающие сервисом, теряют свою долю рынка», – утверждает Сергей Ковальчук. Кроме того, по мнению Зинаиды Мякиной, в Петербурге по сравнению с Москвой люди лучше осведомлены о своих правах, более подкованы в юридических вопросах и готовы отстраивать свои интересы на всех уровнях. Не случайно именно в городе на Неве, как нигде в России, развивается служба аварийных комиссаров. И если в столице услуги аваркомов продолжают оставаться эксклюзивной опцией в программах автострахования, то для многих петербуржцев это само собой разумеющееся приложение к полису.

Местные компании с особенностями петербургского менталитета знакомы с момента зарождения рынка – и это их главное преимущество перед столичными конкурентами. Но есть и другие. По словам Дмитрия Большакова, петербуржцы быстрее принимают управленческие решения по корректировке тарифов, более оперативно собирают статистику убыточности. Евгений Гуревич отмечает еще один нетривиальный фактор: «По сравнению с московскими петербургские страховые компании пользуются наибольшим доверием со стороны потребителей». Впрочем, согласны с этим тезисом не все. Во всяком случае, Зинаида Мякина полагает, что «питерский патриотизм» едва ли сказывается на страховых предпочтениях горожан.

Другое дело, что некоторые «исконно питерские» компании тесно связаны с крупнейшими финансовыми и промышленными структурами города, что обеспечивает дополнительную клиентскую базу. Так, например, «Русский мир» входит в ту же финансовую группу, что и одно из крупнейших кредитных учреждений Северо-Запада – Промышленно-строительный банк. Впрочем, в паре с родственными банками на петербургском рынке работают и федеральные страховщики, наиболее заметны из которых «Альфа-страхование» и «Уралсиб». Об уровне интеграции банковского и страхового бизнеса в городе на Неве приходится слышать разные мнения: от «очень высокой» до «не очень значительной». Но с ростом ипотечного и автокредитования связка банков и страховщиков становится все крепче.

Конкурентная борьба на петербургском рынке разворачивается не только вокруг клиента, охота идет и на квалифицированных специалистов. Для некоторых компаний кадровая проблема – это проблема номер один. «Сегодня кадровый вопрос стоит очень остро. Те, кто несколько лет назад выбрал страхование как основную профессию, полностью востребованы рынком, и основная борьба идет за тех, кто только заканчивает финансовые вузы», – рассказывает Зинаида Мякина. Евгений Гуревич также сетует на «небольшое количество профессионалов на рынке и слабый приток новых квалифицированных специалистов». По его словам, новые игроки, как правило, переманивают сотрудников из действующих компаний. Есть в Петербурге и «кочующие команды», с большим опытом и кое-каким портфелем, но на них крупные страховщики не особенно рассчитывают, предпочитая «выращивать» кадры в своих пенатах.

Растим и делим. По мнению экспертов, лидеры петербургского страхования уже определились, но это не значит, что их доли будут оставаться неизменными. Страховщики ожидают ежегодного 25-процентного роста рынка. Причем по видам страхования он будет неравномерным, следовательно, и позиции операторов могут претерпеть изменения.

Журнал «Финанс.» № 23 (113) 20-26 июня 2005 – Главная тема
Артем Федоров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.