Комфортная среда для «передела» банковского сектора в принципе уже создана. Около 90% совокупных активов и капитала всей банковской системы сосредоточено в относительно узкой группе кредитных учреждений — 200 банках. На долю же остальных 1100 банков приходится немногим более 10% капитала. Причем крупнейшие банки, преимущественно московские, в последнее время усилили экспансию в регионы. Это ослабляет позиции местных банков, которые, как правило, относятся к разряду средних и мелких.
В ближайшее время банковский мир ожидает несколько потрясений, которые, возможно, подорвут и без того сомнительную стойкость региональных кредитных структур. Первое потрясение связано с принудительным повышением требований по минимальному размеру капитала до 5 млн (эта мера прописана в «Стратегии развития банковского сектора в 2003-2007 годах»). Второе — со вступлением в силу закона «О страховании банковских вкладов».
Низкий капитализм
Недостаточный собственный капитал — беда очень многих российских банков. Но некоторые специалисты уверены, что решение этой проблемы сугубо административными методами, а именно принудительным взвинчиванием минимальной планки размера собственного капитала, ни к чему хорошему не приведет.
Число малых и средних банков сократится, а в число пострадавших попадут и вполне устойчивые организации, занимающиеся кредитованием малого бизнеса. На фоне этого «отмывочные» банки, против которых затеваются преобразования, смогут продолжить работу как с банковской лицензией, так и без нее — вне эффективного контроля государства. Они начнут разрабатывать более изощренные схемы и будут по-прежнему обслуживать теневую экономику.
В ассоциации «Россия» считают, что подъем планки собственного капитала чреват деградацией финансового посредничества. Особенно в регионах, где предприятия малого бизнеса и промышленности установили с банками долговременные партнерские отношения. По мнению вице-президента ассоциации Ольги Масленниковой, если повышение требований по минимальному размеру капитала до
5 млн будет утверждено законодательно, количество банков сократится приблизительно на четверть.
Притом, как бы ни старался Банк России ужесточить контроль над правомерностью формирования капитала, недобросовестные кредитные организации продолжат работу по использованию новых и более запутанных схем. В итоге пострадают законопослушные банки, увеличится доля «дутых» и потенциально неплатежеспособных кредитных учреждений. Но самое главное, что в условиях неотлаженности процедур слияний и присоединений будет дан толчок переделу собственности в банковской сфере.
Единственно разумной альтернативой, по мнению экспертов ассоциации, может быть только применение по опыту стран Западной Европы так называемой дедушкиной оговорки, когда новые требования к капиталу распространяются только на вновь создаваемые банки.
Если ограничения по капиталу начнут действовать, массового закрытия банков ожидать не стоит. Скорее всего большинство из них будет поглощено более амбициозными банками. Ликвидации акционеры предпочтут продажу бизнеса или инфраструктуры. А исполнительный вице-президент Ассоциации российских бан- ков (АРБ) Андрей Емелин имеет другую точку зрения. Он заявил журналу «Финанс.», что хотя процесс слияний и поглощений вскоре действительно станет массовым, повышение требований к минимальному капиталу к этому не будет иметь никакого отношения. «Мы с Андреем Козловым (первый заместитель председателя ЦБ РФ. — «Финанс.») еще три месяца назад в Екатеринбурге во время окружной конференции по развитию банковского сектора договорились, что такого требования не будет, оно нецелесообразно. И сейчас те же Михаил Сухов (директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций ЦБ. — «Финанс.») и Андрей Козлов уже считают, что необходимо создавать условия, способствующие слияниям и поглощениям, но не на принудительной основе», — поясняет Андрей Емелин.
Отлучение от частных денег
Принудительное взвинчивание планки собственного капитала — далеко не все, что угрожает стойкости кредитных структур. Сокращение числа банков может произойти и после вступления в силу закона «О страховании банковских вкладов». Банки, привлекающие вклады населения, должны будут вступить в систему в течение одного года и девяти месяцев. Но такая возможность светит далеко не всем желающим. В беседе с корреспондентом журнала «Финанс.» председатель правления одного из крупных российских банков на условиях анонимности заявил, что Центробанк, которому переданы полномочия по определению «профпригодности», может лишить возможности работать с физическими лицами те кредитные учреждения, которые, по его мнению, не будут соответствовать установленным им же, ЦБ, критериям отбора.
Однако некоторые формулировки требований по отбору расплывчаты. И если не последуют уточнения, то, по мнению банкира, у чиновников появится возможность для маневра. Они смогут «зарубить» некоторые банки, лишив их возможности работать с вкладами населения. С учетом того, что для большинства банков, особенно региональных, средства физических лиц являются важным источником формирования пассивов, отстранение от работы с вкладами граждан приведет их к разорению. Но даже банки, которые все-таки получат допуск к вкладам населения, неминуемо столкнутся с проблемой роста издержек. Поскольку, согласно закону, будут вынуждены нести дополнительные расходы, перечисляя средства в фонд страхования. В итоге и без того затратный для банков розничный бизнес станет еще дороже.
Работа с физическими лицами окажется роскошью, возможной только для хорошо капитализированных, технически оснащенных банков с развитой филиальной сетью. В ассоциации «Россия» считают, что «экономия на масштабе» здесь приобретает решающее значение. Поскольку возможности большинства малых, средних и даже крупных российских банков по работе с гражданами быстро наталкиваются на барьер высокой стоимости обслуживания. Банкиры не исключают, что со временем на этом сегменте финансовых услуг все более заметную роль начнут играть банки с участием иностранного капитала. Некоторые из таких кредитных структур уже начали активно интересоваться возможностью обслуживания элитарных клиентов (private banking). А ряд мелких российских региональных банков скорее всего окажется не у дел.
Исполнительный вице-президент АРБ не согласен с тем, что закон «О страховании банковских вкладов» может привести к массовому сокращению числа банков. «Закон направлен на создание условий для развития банков, а не наоборот», — заключил он. Однако при этом Андрей Емелин допускает, что последующая за принятием нормативного акта процедура отбора банков в некотором смысле явится «рубиконом» для слабых кредитных структур. Хотя и не сомневается, что проверки банков на профпригодность будут «объектизированы».
По его словам, предположение наиболее справедливо для банков, привлекающих международное финансирование.
Глобанкизация
Объективно подтолкнуть банки к укрупнению может намечаемый на 2004 год переход на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Он приведет к переоценке активов коммерческих банков, что наверняка обернется для многих из них более или менее значительным уменьшением капитальной базы.
С предположением об увеличении количества слияний вследствие введения МСФО полностью согласен вице-президент Московского кредитного банка Алексей Крюков. «Ведь персонал кредитных структур по сути придется переучивать», — заключил он. Андрей Емелин же не видит прямой связи между процессами концентрации банковского капитала и переходом на МСФО. Впрочем, и он согласился с тем, что новая форма отчетности может отразиться на состоянии дел некоторых банков. Это должно произойти в основном за счет возможного повышения издержек.
Толчком к массовому слиянию может стать вступление России во Всемирную торговую организацию, которое грозит обострить конкуренцию со стороны иностранных банков. Скептики полагают, что выдержать испытание смогут только высококапитализированные банки с мощной филиальной сетью. Российские законы пока не запрещают полномасштабного допуска иностранных банков на российский рынок банковских услуг. Поэтому банкиры решили обратиться к государству. На XII Международном банковском конгрессе в июне председатель совета директоров Росбанка Евгений Иванов от лица банковского сообщества заявил, что необходимо законодательно установить переходный период на срок не менее 10-12 лет, в течение которого Россия могла бы воспользоваться мерами по ограничению доступа иностранного капитала на рынок банковских услуг.
Надо также определить механизм регулирования доли иностранных банков в капитале российской банковской системы, в том числе, возможно, путем введения квоты на участие иностранного капитала. К тому же требуется запретить иностранным банкам открывать филиалы в России и ограничить оказание банковских услуг в трансграничной форме, в том числе с применением Интернет-технологий. Банкирам кажется, что подобные выравнивающие меры поставят российские и иностранные банки в одинаковые стартовые условия конкуренции.
Другие профессионалы настроены оптимистично. В Банке Москвы уверены, что правительство не поставит экономические интересы превыше национальной безопасности, пустив без всяких ограничений иностранные кредитные организации на российский рынок. Но даже если это и произойдет, иностранные банки вряд ли смогут занять доминирующее положение во всех секторах российского финансового рынка, считают в аналитическом отделе Банка Москвы.
Центробанк благословляет
Как бы то ни было, большинство наблюдателей не отрицают, что массовых слияний не избежать. К ним, как полагает первый заместитель председателя правления Русславбанка Владимир Кондаков, приведет любой государственный нажим на банковскую систему. Будет ли это принудительное повышение рентабельности или усиление контроля над расходами — не важно. Причину он видит в следующем факте: доходы банков снижаются, а доля дутых капиталов увеличивается, несмотря на противодействие Банка России.
Другое мнение высказывает заместитель генерального директора Агентства по реструктуризации кредитных организаций Андрей Мельников. Он не видит перспектив для большого числа слияний. Речь может идти только о слиянии очень ограниченного количества региональных универсальных банков с такими «крепкими середнячками», как МДМ-банк, «Уралсиб» и др. Андрей Мельников уверен: исчезновение ряда банков будет носить постепенный характер. Произойдет их тихий уход с рынка.
Приближение волны банкротств и поглощений эксперты оценивают по-разному. К примеру, первый заместитель председателя правления Московского банка реконструкции и развития (МБРР) Олег Маслов уверен, что предстоящая реорганизация пойдет на пользу банковской системе. Она станет здоровее. Мелкие убыточные банки уйдут со сцены, уступив место более эффективным собственникам.
Андрей Мельников в целом с ним согласен. Он не считает дурной тенденцию к уменьшению числа действующих кредитных организаций, правда, с оговоркой, что тенденция эта хороша «на данном этапе». Вице-президент АРБ Андрей Емелин также не сомневается, что слияния и поглощения оздоровят весь финансово-кредитный сектор. Реорганизация только улучшит ресурсную базу банков, считает он. Да и представитель АРБ доволен «общим вектором реформы», заключив, что «все, что сейчас направлено на реорганизацию, — вне сомнения хорошо».
Владимир Кондаков из Русславбанка и вовсе считает, что слияние — это высшая степень интеграции в бизнесе и ее логическое продолжение. Но для этого должна быть создана серьезная база. «Должны совпадать интересы акционеров, принципы ведения бизнеса топ-менеджмента, соблюдены интересы основной клиентуры. Сейчас происходит процесс объединения банков, принадлежащих одному или группе связанных владельцев, либо поглощение. Объединение равных партнеров, весьма характерное для западных компаний, в наших странах будет следующим этапом. В результате появятся новые эффективные банки, обладающие опытным, закаленным в боях за место под солнцем, персоналом, значительными финансовыми и технологическими возможностями. Причем в ряде случаев нельзя исключать и транснациональные слияния в рамках бывшего СССР», — считает Владимир Кондаков.
С нетерпением ждут начала массовых слияний и в Банке Москвы: «Пусть лучше будет мало богатых банков, чем много бедных». Специалисты банка считают, что в мире складывается тенденция к большой интеграции и укрупнению банков. А поскольку в сфере финансов очень высокая конкуренция, возможные слияния скажутся положительно на капитализации отдельных банков.
А руководство Центробанка сокращение числа банков видит чуть ли не своей основной задачей. Настоящим откровением для банковского сообщества стало недавнее заявление куратора банков Андрея Козлова, который описал, какой он видит банковскую систему через 10 лет (см. «Финанс.» № 15). По мнению первого зампреда ЦБ, в России останется 5-6 банков, «способных сопровождать российский бизнес в его международной экспансии», 2-3 десятка банков, «способных оказывать качественные услуги в странах ближнего зарубежья», 2-3 десятка «многофилиальных банков, оказывающих услуги на внутреннем рынке», и несколько сот банков, обслуживающих малый и средний бизнес. В целом получается, что число банков должно сократиться в 3-4 раза.
Похоже, только в объединяющей небольшие банки ассоциации «Россия» не уверены, что сокращение количества банков — это хорошо: «В результате искусственного взвинчивания планки собственного капитала наравне с шаткими рухнут и устойчивые банки. А вместе с ними — долгосрочные связи с местными промышленниками и малыми предприятиями».
Юридические препятствия снимут
Вскоре процесс банковских слияний должен пойти бодрее. В мае на годовом съезде ассоциации региональных банков «Россия» представители ЦБ выступили с инициативой упростить процедуру слияния и присоединения банков. Скоро появится новая редакция положения 12-П «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения», которая, по мнению руководства ЦБ, облегчит процедуру слияний и присоединений. В числе ожидаемых изменений — освобождение от внеплановых проверок и составления сводного баланса, сокращение сроков рассмотрения документов при слияниях с шести до четырех месяцев, а в случае присоединений — до трех месяцев.
Как бы ни развивались события, ясно одно: в ближайшие 3-5 лет региональные банки будут вынуждены изрядно потрудиться, чтобы выжить. Составить реальную конкуренцию крупным кредитным структурам в регионах будет очень сложно. Сопротивляться смогут только те местные банки, которые нашли свою рыночную нишу, говорит Олег Маслов из МБРР. Например, оказывая услуги малому бизнесу либо работая с местными властями.
Региональные банки, не нашедшие своей ниши, окажутся на пороге финансового краха. Их ожидает выбор быть преобразованными в небанковские кредитные организации либо оказаться поглощенными крупными банками. Или смерть, то есть ликвидация, считает член правления фонда «Открытая экономика» Константин Киселев. Однако в ближайший год, по мнению независимого эксперта, этого не случится.
Не все банки еще осознали, что «эра шальных денег» уже закончилась. Доходность по надежным финансовым инструментам уже зачастую даже ниже ставок привлечения средств от клиентов, а затраты на поддержание развитой инфраструктуры измеряются миллионами долларов.
Поэтому финансовые позиции банков зависят от величины бесплатной ресурсной базы: чем больше остатков на расчетных счетах, тем выше шансы банка справиться с уменьшением процентных доходов. В этом отношении предпочтительнее выглядят возможности крупных банков, а также небольших мобильных банков с ограниченными затратами.
Изменения в банковской системе России
С 2001 года наблюдается слабо выраженный рост числа кредитных организаций. К началу 2003 года их число выросло до 1329 (на 1 июня 2003 года — 1332), увеличившись за 2002 год на 10 единиц. По мнению специалистов ассоциации региональных банков «Россия», доминирующим типом кредитных организаций являются недокапитализированные универсальные коммерческие банки, которые вынуждены принимать на себя весь груз рисков финансового посредничества и нести повышенные издержки по обслуживанию клиентов.
В отличие от большинства стран в России не получили значительного распространения небанковские кредитные организации. На долю коммерческих банков приходится 96,5% от общего числа кредитных организаций и почти 99% совокупных активов. Почти не изменились масштабы прямого участия иностранного капитала в банковской системе. В 2002 году число банков с участием нерезидентов в капитале свыше 50% выросло с 35 до 37. Доля нерезидентов в совокупном зарегистрированном уставном капитале составляет 5,3%. В то же время масштабы операций нерезидентов с предприятиями нефинансового сектора и населением за счет трансграничного оказания услуг продолжали увеличиваться, что говорит об усилении скрытого проникновения иностранного капитала в банковский сектор.
По завершении периода реструктуризации банковской системы после финансового кризиса в августе 1998 года тем не менее сохраняется тенденция к абсолютному сокращению количества филиалов действующих кредитных организаций.
В 2002 году было ликвидировано 107 филиалов коммерческих банков, в том числе 71 филиал Сбербанка. В целом же за два последних года количество филиалов банков уменьшилось на 467 (Сбербанк закрыл 367 филиалов, а остальные банки — 100). Исключение составили банки с участием нерезидентов, которые увеличили число филиалов с 7 до 12. При этом следует учитывать, что Россия значительно уступает многим странам по обеспеченности населения банковскими услугами. Без учета Москвы на 100 тыс. человек в среднем по России приходится 2,9 головной конторы и филиала банков (в Москве — 9,2). Для сравнения: в промышленно развитых странах этот показатель находится на уровне 40-50 кредитных учреждений.
С 1 января 2001 года по 1 февраля 2003 года был зарегистрирован рост числа кредитных организаций, что в целом указывает на благоприятную для банковского сектора экономическую конъюнктуру. Однако динамика роста числа банков ощутимо различается по регионам. Наибольший прирост числа кредитных организаций отмечается в Центральном округе, где и без того наблюдается наибольшая концентрация банков. Незначительно увеличилось число кредитных организаций в Дальневосточном и Южном федеральном округах. Не изменилось число банков в Приволжском и Уральском районах. Уменьшение количества кредитных структур было зафиксировано в Сибирском и Северо-Западном федеральных округах.
В Центральном федеральном округе зарегистрировано более 56% банков благодаря крайне высокой степени концентрации кредитных учреждений в Москве. По числу банков Москва почти равняется (49%) всем федеральным округам вместе взятым. Из 30 крупнейших банков, на долю которых приходится 68% совокупных активов банковского сектора и 76% прибыли текущего года, у 27 банков головные конторы расположены в Москве.
Кроме того, наблюдалась тенденция к сокращению числа региональных банков на фоне увеличения числа кредитных организаций в Московском регионе.
Ресурсная база кредитных организаций характеризуется качественными изменениями. На первое место выходят вклады населения. При этом вклады граждан в КБ увеличивались в 2002 году более быстрыми темпами, чем в Сбербанке. На январь 2003 года доля Сбербанка России снизилась до 67% против 76,5% на конец 1998 года.
На протяжении двух лет в структуре пассивов наблюдается снижение удельного веса остатков на расчетных, текущих счетах предприятий, а также депозитов юридических лиц. (В 2002 году — с 26,4 до 22,5% в общем объеме пассивов, тогда как доля средств на счетах физических лиц увеличилась с 22,2 до 25,2%.)
Распределение показателей банков по группам
Показатели Группы кредитных организаций (ранжированы по величине активов) 1-56-2021-5051-200201-10001001-1332ИтогоКоличество филиалов, ед.1262248417558719733277Собственный капитал, млн руб. 263 72987 22858 634145 359130 9235324691 197Активы, млн руб. 2 041 430865 366493 039690 421500 30214 2284 604 785
Источник: Банк России.
Объем средств юридических и физических лиц,привлеченных кредитными организациями в первом квартале
2003 года (млрд руб.)
ОкругФизические лицаЮридические лицаЦентральный 261,861,3Северо-Западный 74,57,7Южный 75,93,6Приволжский 133,510,5Уральский748,3Сибирский76, 13,4Дальневосточный32,63,2
Источник: Банк России.
Журнал «Финанс.» № 18 (14-20 июль 2003) — Главное
Светлана Барсукова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.