Осторожно, кино, или Вы арестованы

Московский международный кинофестиваль — тот же Канн, только для внутреннего пользования. Та же звездная ковровая дорожка, те же парады вечерних туалетов, те же яростные вспышки фотокоров светской хроники. Правда, заезжие знаменитости кажутся все же не соперниками в борьбе за главный приз, а скорее свадебными генералами, придающими мероприятию вес и блеск. Впрочем, на этот раз президент фестиваля Никита Михалков пригласил фигуры для кинематографа действительно знаковые: Алана Паркера, которому выпало быть председателем жюри, Квентина Тарантино, чья лента «Убить Билла. Фильм 2» открывала фестиваль, Эмира Кустурицу, которому российский режиссер вручил приз «За вклад в кинематограф». Актриса Мерил Стрип, превращающая обычную пресс-конференцию в урок актерского мастерства, в безупречное шоу, в котором цельный образ рисуется одним поворотом головы, на ММКФ приехала без картины: фильм The Manchurian Candidate, в котором она играла на пару с Дензелем Вашингтоном, оказался еще не готов.

Из ярких моментов открытия фестиваля, пожалуй, запомнился Квентин Тарантино, чуть не отправивший фестивальную публику под арест. «Кто смотрел первую часть «Убить Билла?» — спросил он, и зал радостно взметнул руки вверх. — А кто видел вторую часть картины на пиратских кассетах? — снова тьма рук. — Тогда вы все арестованы!» — воскликнул режиссер.

Сам фильм не производит и тени того визуального впечатления, которое остается от первой серии: никаких вставок в стиле японского анимэ, никакого разделения экрана на части: фильм второй не более чем ключ к первому, на который Квентин Тарантино выплеснул абсолютное большинство своих находок. Пожалуй, наиболее эффектно смотрится сцена «восстания» героини Умы Турман из могилы, а эпизод, в котором Билл (Дэвид Кэррадайн) трогательно играет на флейте, прежде чем разнести в пух и прах всю венчальную церемонию, способен выдавить слезу из иного зрителя. Режиссер пытается сыграть на сентиментальности, и это, пожалуй, новые нотки в его фильме.

Эмир Кустурица на фестиваль привез свою последнюю работу, которая, несмотря на оптимистическое название «Жизнь чудесна», повествует о событиях войны между Сербией и Хорватией. Герой картины, от которого ушла жена, а сын попал в плен, берет в заложницы мусульманскую девушку, и эта ситуация, которая, по мнению Эмира Кустурицы, достойна пера Шекспира, и впрямь имела место быть недалеко от Сараево. В фильме особенно подкупает «игра» животных: безнадежно влюбленной ослицы, уплетающего бутерброды с вареньем кота, собаки Жуйки — режиссер признается, что с животными ему работается порой легче, чем с людьми.

Из других знаковых премьер в первую очередь стоит отметить фильм Педро Альмодовара «Дурное воспитание», открывавший фестиваль в Канне, — в конце минувшей недели он уже вышел в московский прокат. Любопытным контрастом выглядели посвященные Великой Отечественной войне ленты «Оккупация. Мистерии» белорусского режиссера Андрея Кудиненко — картина, запрещенная к показу на родине за то, что «не соответствует исторической правде, оскорбляет чувства ветеранов войны», и «Свои» — довольно традиционная трактовка войны российским режиссером Дмитрием Месхиевым. В программу фестиваля вошла и скандальная картина Жоржа Батая «Моя мать», в которой поднимается тема инцеста, — пожалуй, она повергает зрителей в легкий шок. И это дает повод сказать, что фестивальная подборка конкурсных и неконкурсных фильмов вызывает гамму самых противоречивых эмоций: от «жизнь чудесна» до «осторожно, кино!».

Доходы российского кинобизнеса

Если в прошлом году за первое полугодие прибыль российских кинопрокатчиков составила $118 млн, то в нынешнем — все $270 млн. За это время в 2004 году в кинотеатрах было показано 157 фильмов, что на 50% больше, чем в прошлом. Более 30% из них принесли прибыль более $1 млн, среди них и четыре российские киноленты. Сегодня разброс цен на билеты в кинотеатр составляет от 40 центов до $12, средняя же цена билета равна $3,5.l

Журнал «Финанс.» № 25 (66) 28 июня — 4 июля 2004 — Отдых
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.