— Почему в Казахстане реформы идут быстрее, чем в России?
— Конечно, в России вообще реформы труднее проводить. Все-таки огромная страна. По абсолютным размерам экономики — в десять раз больше Казахстана. Если в Казахстане 36 банков, то Нацбанк, предпринимая очередные шаги по улучшению регулирования, способен был проводить любые вещи. Ведь пенсионная реформа, когда ее вводили, вызвала очень острые дискуссии, но все-таки намерение парламента принять такой закон проблему решило.
Системы эти существуют, они не являются изобретением Казахстана, но мы считаем, что оба эти вопроса решены в Казахстане очень успешно. Сейчас происходит углубление этих процессов, какие-то вещи совершенствуются и главное — понятно, что они работают. Хотя, конечно, мы имеем и свои проблемы роста.
— В чем основная проблема казахстанской пенсионной реформы?
— В Казахстане недоразвит фондовый рынок и пенсионные фонды испытывают затруднения с размещением активов. Вторая сторона — укрепление тенге к доллару приводит к такому явлению, как появление курсовой разницы. И по тем финансовым инструментам, которые были номинированы в свободной валюте, пенсионные фонды имеют убытки, что ведет к снижению инвестиционного дохода. А если инвестиционный доход ниже реальной инфляции, то в этом случае пенсионные фонды должны восполнить потери за счет собственных средств, а, учитывая, что пенсионные активы постоянно растут, компенсировать потери пенсионные фонды за счет собственных средств не будут. То есть эта проблема требует решения.
Кроме того, расчеты, которые производились при принятии пенсионного закона, исходили из того, что заработная плата населения будет расти более высокими темпами и 10% (отчисления в пенсионный фонд из заработной платы) позволяли бы человеку, который уже начал работать в период накопительной пенсионной системы, заработать достойную пенсию.
А теперь расчеты показывают, что этих денег недостаточно. Либо надо увеличивать зарплату, либо идти на увеличение отчислений, что для этой категории людей достаточно болезненно, либо искать другие механизмы, чтобы защитить население, которое выйдет на пенсию. Может быть, возможности бюджета позволят сохранить бюджетные возмещения на каком-то минимальном уровне. То есть человек получает определенную сумму по накопительной системе, а что-то ему будет дотировать государство. Но по крайней мере такие проблемы роста существуют. l
Журнал «Финанс.» № 41 (22-28 декабрь 2003) — Опыт
Беседовал ОЛЕГ АНИСИМОВ
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.