Специалисты считают, что доход, превышающий банковский процент, способны принести только предметы стоимостью не менее $5 тыс. В коллекции таких обычно бывает не менее десяти штук — это своеобразная гарантия ликвидности собрания: для получения прибыли достаточно удачной продажи хотя бы нескольких из них.
Именем Фаберже. Традиционно надежными с точки зрения инвестиций считаются российские ювелирные изделия конца XIX — начала XX века, а также западные, созданные в XVIII веке. Общее для антиквариата правило — внутри страны больше ценятся произведения, созданные в ее пределах и по ее традициям, — работает и здесь.
Прорыв на рынке антикварных ювелирных изделий специалисты связывают с новым порядком ввоза на территорию России ценностей (установлен в 2004 году Таможенным комитетом РФ), который избавил коллекционеров от необходимости платить пошлину (она могла составлять ранее до 30% стоимости вещи). Инвесторы получили возможность свободно ввозить приобретенные на крупнейших западных аукционах предметы, расширяя тем самым не только собственные коллекции, но и рынок российских антикварных украшений, таким образом подогревая интерес публики к этому направлению.
«С точки зрения инвестиций всегда были и остаются наиболее подходящими работы первых мастеров, вещи музейного значения — такие имена, как Хлебников, Овчинников, Болин, дают гарантию стабильного повышения цены», — объясняет эксперт аукционного дома «Гелос» Светлана Белоусова. То, что уникальные предметы с клеймом Карла Фаберже не снизят в ближайшее время темпы роста, не подвергают сомнению даже самые отъявленные скептики. В немалой степени этому способствует ажиотаж, возникший вокруг русского антиквариата в последние годы, и памятная покупка хозяином «Реновы» Виктором Вексельбергом частной коллекции яиц Фаберже более чем за $100 млн. Достаточно сказать, что до этого крупнейшей сделкой по произведениям Фаберже была продажа Зимнего яйца из Императорской коллекции на аукционе Christie’s за $9,5 млн.
«Приобретая вещи такого уровня, вы вкладываете деньги не столько в само золото и драгоценные камни, сколько в работу, в клеймо — цена имен и культурное достоинство предметов во много раз перекрывает стоимость сырья», — говорит один из московских коллекционеров. По его мнению, ни в коем случае не стоит вкладывать деньги в дорогие украшения без клейма, а также предметы с инициалами нечитаемыми или неузнаваемыми — скорее всего не заработаете на этом больше 3% годовых, а то и вовсе остановитесь на цене покупки. В то же время вещь, принадлежавшая некогда известной исторической личности и несущая на себе память об этом — инициалы или дарственные надписи, стоит порой в несколько раз дороже. Именно на такие предметы стоит обращать внимание в первую очередь, заручаясь двойной гарантией: самостоятельной и исторической ценностью. Правда, следует отметить, что они появляются на рынке крайне редко.
Именитые украшения принесут своему владельцу (человеку, способному заплатить за них от $50 тыс.) около 25-30% годовых. Самые же лучшие экземпляры способны, по признанию коллекционеров, принести 300% в год. Не очень высокие проценты годового прироста (около 7%) на предметы из средней ценовой категории ($5-20 тыс.) компенсируются высокой надежностью этих вложений.
«Инвестиции также возможны в ювелирные изделия с крупными драгоценными камнями — каратность их будет играть основную роль в определении стоимости, но высококачественная ювелирная работа может существенно повысить стоимость изделия», — говорит Светлана Белоусова.
Иметь или не иметь. Не стоит забывать, что старинные камни зачастую стоят меньше, чем современные, что объясняется несовершенством огранки. Это один из основных минусов инвестиций в антикварные драгоценности. Отсеченная нижняя конусообразная часть практически лишает камень самостоятельной ценности. Но при определении стоимости ювелирных изделий на это традиционно обращают меньше внимания: именно поэтому так важно время изготовления предмета, имя мастера, а также «провенанс» — история перехода вещи из одной коллекции в другую, что практически гарантирует ее подлинность. Вообще же атрибуция ювелирных изделий с камнями довольно проста: несмотря на большое количество подделок, в цивилизованную продажу они поступают нечасто.
Среди безусловных плюсов коллекционирования антикварных ювелирных украшений — сравнительно малые затраты на хранение собрания. Золото и драгоценные камни воруют чаще, чем другие коллекционные вещи, однако ячейка в банке может послужить неплохим убежищем для драгоценностей, а заплатить за нее придется несравнимо меньше, чем за охраняемую стоянку для ретроавтомобилей, собственную мебельную галерею или даже устройства, создающие в доме микроклимат, необходимый для хранения старинных книг.
Эксклюзивные вещицы работы великих мастеров в большинстве своем дошли до нас в хорошем состоянии, что значительно расширяет возможности для коллекционирования предметов музейного уровня. Вместе с тем высокая стоимость ювелирных украшений существенно снижает показатели ликвидности: на то, чтобы найти покупателя, способного отдать за ожерелье $1 млн, потребуется время, даже на подготовку к аукциону уходит обычно от нескольких месяцев до года. Предметы среднего уровня продать легче, но, передавая их на реализацию в салон-магазин, вы потеряете от 20 до 50% их реальной цены — столько будет стоить согласие забрать предмет и комиссионные.
Вопрос тактики. Красота, тесно связанная с модой, особенно четко отражена в ювелирных украшениях. Это накладывает определенный отпечаток на рынок ювелирного антиквариата: прогнозы делать крайне сложно, а небольшие провалы того или иного направления случаются здесь, пожалуй, чаще, чем в других отраслях. Так, на протяжении нескольких последних лет не пользовались популярностью камеи — их можно было приобрести за очень скромные суммы, зато 2006 год, по оценкам экспертов, способен принести терпеливым коллекционерам камей до 100% годовых — интерес к ним вернулся, и цены растут стремительно.
Однако провалы зачастую связаны не только с капризами моды, нередко падение интереса к какому-либо направлению, а значит, снижение темпов роста цен вызывают объективные факторы. Чаще всего большое количество высококачественных подделок того или иного вида антикварных украшений. Так, несколько лет назад была скомпрометирована такая отрасль, как изделия из серебра с эмалью: опытные коллекционеры поняли, что на работу по определению подлинности вещей придется тратить много времени и сил, и перешли в другие отрасли. Это существенно снизило темпы роста (с 10-15% годовых до 5-7%). И до выхода на прежний уровень, по мнению экспертов, остается еще несколько лет. Продать их сейчас — не лучший выход, трудно найти покупателя, который готов приобрести вещи за те деньги, которых они на самом деле стоят. Лучший способ избежать подобных неприятностей — собирать вещи, невыгодные для подделывания: например, предметы с крупными драгоценными камнями, а также вещи из коллекций крупных специалистов.
Журнал «Финанс.» № 12 (149) 27 марта — 2 апреля 2006 — Главная тема
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.