Лизинг против автопрома

Лизинговые сделки уже прочно вошли в российский деловой оборот. Существует множество видов этого бизнеса. Одним из самых перспективных считается корпоративный лизинг автотранспорта. По словам директора по развитию бизнеса компании «Европлан» Александра Михайлова, это направление развивается так же бурно, как и продажи автомобилей, в связи с возрастающим разнообразием качественных машин и их ценовой привлекательностью. На протяжении последних двух лет продажи автотранспорта увеличиваются темпами, превышающими 50% в год. «Рост объемов реализации легкового автотранспорта в лизинг примерно соответствует объемам прямых продаж автомобилей и достигает 60% в год», — соглашается директор департамента легкового транспорта компании «Центр-капитал» Юрий Малинин. Финансовая аренда делает покупку транспорта более доступной и экономичной для организаций и частных предпринимателей, способствуя росту рынка.

Лизинговые компании являются профессиональными покупателями. Наиболее крупные из них имеют несколько тысяч транспортных средств. «Такие фирмы вложили миллионы долларов в приобретение автомобилей и являются ценными покупателями для производителей, — объясняет Александр Михайлов, — поэтому им предоставляются специальные скидки, недоступные для компаний, которые берут две-три машины». Еще одним фактором, по которому можно определить возможность дальнейшего роста корпоративного автолизинга, является разница между совокупными объемами сделок на российском и иностранном рынках. По сравнению с развитыми странами в России доля автомобилей, реализованных по лизинговой схеме, меньше на порядок. По мнению Александра Михайлова, эта услуга начинает пользоваться все возрастающим спросом за счет того, что на рынке работают крупные автолизинговые компании с долгосрочным западным финансированием. А также потому, что потенциальный лизингополучатель может не просто стать владельцем автомобиля с длительной рассрочкой оплаты, но и воспользоваться дополнительными преимуществами. Это специальные цены на автомобили, списание на себестоимость лизинговых платежей в полном объеме.

Однако несмотря на существенные перспективы, отечественный рынок неоднороден и существенная доля на нем занята сделками по передаче в лизинг автомобилей иностранного производства. «Продажи новых иномарок бьют все рекорды. Гораздо медленнее растет реализация российских машин, — рассказывает Александр Михайлов. — Являясь преимущественно долгосрочным финансированием, лизинг опирается на долговечные и ликвидные автомобили. По этой причине корпоративные клиенты предпочитают приобретать иномарки. В нашей компании до 85% парка относится к этой категории». Между тем есть клиенты, которые используют в лизинге автомобили отечественных марок, скажем, таксомоторные парки, малые грузоперевозчики или компании доставки. Часто такие компании обладают собственной вспомогательной ремонтной базой и рассчитывают на меньшие сроки эксплуатации машин. В этом случае определяющим фактором выступает цена и распространенность данных авто, например в регионах. По словам Юрия Малинина, в настоящее время такие фирмы не оценили по достоинству всех преимуществ приобретения основных средств (автомобилей) в финансовую аренду. Но лизинговые операторы готовы предложить услуги, адаптированные к каждой из таких компаний.

Большинство автолизинговых фирм помимо основной деятельности предлагают клиентам дополнительное обслуживание. Это страхование, регистрация и прохождение технических осмотров, ведение бухгалтерского и налогового учета автомобилей, начисление и оплата налогов на имущество и транспортного, техническое обслуживание, сезонное хранение шин, помощь на дорогах. Клиент, обращаясь в лизинговую компанию, приобретает не только автомобиль, но и все остальные дополнительные услуги. Также получили распространение готовые пакеты услуг, которые привязаны к отдельным маркам машин. В первую очередь это связано с тем, что при формировании набора дополнительного обслуживания клиенту лучше учесть особенности автомобилей тех или иных производителей. В отличие от отечественных машин только у некоторых иномарок есть уполномоченные станции техобслуживания во всех регионах РФ. С другой стороны, у большинства зарубежных автозаводов или их российских «дочек» имеются специальные программы корпоративных продаж с использованием лизинга. Многие из них обеспечивают единые объемы и тарифы планового технического обслуживания в своих дилерских сетях, что упрощает включение данных услуг в договор лизинга.

Журнал «Финанс.» № 40 (130) 31 октября — 6 ноября 2005 — Автофинансы
Наталья Логвинова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.