Круг драгоценностей, пригодных для инвестирования, очень узок. Если говорить о готовых ювелирных изделиях, то доход могут принести только уникальные, эксклюзивные вещи, цена которых не опускается ниже $5 тыс. Это продукция крупнейших ювелирных домов, десятилетиями работающих над созданием поистине великолепных предметов ювелирного искусства. Среди таких домов – Chopard, Cartier, Tiffany, Bvlgari, de Grisogono, Mikimoto, Van Cleef and Arpel’s. Как правило, это предметы лимитированных серий с бриллиантами. Обычно с инвестиционной точки зрения рассматривают именно бриллианты. Среди других драгоценных камней очень мало по-настоящему качественных, с высокими геммологическими (геммология – наука о драгоценных и поделочных камнях) характеристиками.
В России же вообще рано говорить о вложениях в какие-либо камни, кроме бриллиантов, – отечественный рынок недостаточно развит. На нем пока присутствует крайне мало производителей ювелирных изделий такого уровня, как на Западе. «Драгоценности с прилавков обычных городских магазинов принести доход неспособны, – говорит совладелец одного из московских ювелирных бутиков Сергей Мурашкевич. – Во-первых, в России изготовление таких предметов из-за различных издержек очень дорого обходится. Цена формируется сложным путем и, как правило, превышает стоимость камня (а это самое ценное в предмете) в два-три раза. Кроме того, модель украшения может устареть и, более того, наверняка выйдет из моды: найти покупателя в этом случае будет крайне сложно». Например, массивные перстни из красного золота, доставшиеся нам в наследство от советской поры, часто содержат в себе хороший камень – крупный и чистый, однако продаются исключительно как лом: металл и бриллиант отдельно, что намного дешевле настоящей стоимости изделия.
«Ни в коем случае нельзя забывать, что, покупая продукт известной фирмы, вы переплачиваете за брэнд и часто очень существенно, – объясняет главный эксперт геммологического центра Московского государственного университета Александр Столяревич. – И, разумеется, это увеличивает время выхода на чистую прибыль. Хорошим выходом в данном случае могут стать неприкрепленные (без обрамления) бриллианты – в России это могут быть только сертифицированные камни». Торговля такими бриллиантами на отечественном рынке только начинает развиваться, поэтому трудно говорить о каких бы то ни было тенденциях. Однако если опираться на опыт США (а эта страна является крупнейшим в мире потребителем бриллиантов и изделий с ними, и рынок инвестиций в драгоценности там хорошо развит), то можно сказать – инвестиционно привлекательными будут 3–5-каратные камни, они могут обеспечить прибыль в размере 10% годовых. Бриллианты в 2 карата и менее дадут прирост в 3–5% за 12 месяцев, камни от полукарата до карата позволяют лишь покрыть инфляцию, совсем же мелкие бриллианты покупать невыгодно. Помимо размера на цене камня сказываются его цвет, чистота, огранка. «Обычно выделяют три группы: «хорошие камни», «средние» и «брак» – для инвестиционной коллекции наилучшим образом подходит первая категория, в некоторых случаях подойдет вторая», – рассказывает Александр Столяревич.
В отдельную группу имеет смысл выделить антикварные ювелирные украшения. Они, как и любые эксклюзивные старинные вещи, способны приносить доход. Однако только в том случае, если имеют высокую художественную ценность, еще лучше, если и историческую тоже. «Нет, наверное, ни одной крупной ювелирной фирмы, которая не стремилась бы войти в историю подобно Фаберже, – говорит коллекционер Михаил Артемов. – Однако пока никому не удалось превзойти великого мастера. Подлинные произведения искусства с соответствующим клеймом – лучшая основа для любой коллекции ювелирного антиквариата».
Приобретая старинные драгоценности, следует помнить: камни в них ценны только вместе с изделием – вынешь бриллиант и сразу потеряешь 50–70% цены. Дело в несовершенстве огранки – в прошлом нижняя конусообразная часть камня отсекалась, и это практически лишает его самостоятельной ценности. Это один из самых существенных минусов подобных инвестиций. Среди плюсов же можно выделить достаточно большое количество качественных и хорошо сохранившихся ювелирных изделий прошлых веков – с 2004 года их беспошлинно можно ввозить в Россию из-за границы, что существенно расширяет и коллекции, и ассортимент на свободном рынке.
«Традиционно надежными с точки зрения инвестиций считаются российские ювелирные изделия конца XIX – начала XX века, а также западные, созданные в XVIII веке. В России это работы первых мастеров – Хлебникова, Овчинникова, Болина. Они дают гарантию стабильного повышения цены коллекции», – говорит эксперт аукционного дома «Гелос» Светлана Белоусова. Однако такие изделия очень дороги, и их сравнительно мало на свободном рынке.
Высокая стоимость эксклюзивных ювелирных украшений существенно снижает показатели ликвидности. Найти покупателя, который способен выложить $1 млн за очередной экспонат своей скромной коллекции, сложно. Легче обстоит дело с предметами среднего уровня, однако при их срочной реализации через дилера или магазин можно потерять от 20 до 50% рыночной стоимости.
Довольно низка и ликвидность бриллиантов, в том числе сертифицированных: быстро продать дорогие камни трудно, следует заранее закладывать время, которое будет затрачено на реализацию. Однако с готовыми изделиями все еще сложнее. Все по той же причине – мода и вкусы изменчивы, красивое колечко может просто не понравиться состоятельному покупателю, а камень есть камень: к нему прилагается сертификат, где точно записаны все свойства. Симпатии здесь заранее определены, ведь вопрос лишь в качественных характеристиках и размерах бриллианта. Кстати, стоимость сертификации (она вложена в цену бриллианта) невысока – около $100 за 2 карата (при стоимости двухкаратника в $20 тыс.), в готовом же изделии заложенных в стоимость издержек значительно больше.
Подделок на антикварном рынке ювелирных украшений довольно много, но они редко попадают на цивилизованный рынок, эксперты успевают отсеять ненужное. «Сами же по себе бриллианты не дешевеют вовсе – что бы ни происходило, они всегда будут немного прибавлять в цене: естественных запасов камней ведь не становится больше, а камни с хорошими характеристиками вообще всегда будут востребованы», – утверждает Александр Столяревич.
Российский рынок ювелирных изделий, по мнению профессионалов, имеет ряд перспектив: он довольно бурно развивается, и популярность дорогостоящих украшений растет. Раньше покупатели интересовались или самыми дешевыми изделиями – до $200, или очень дорогими – от $20 тыс., сегодня наибольшим спросом пользуются средние – по цене от $3 тыс. до $10 тыс., покупатели обращают внимание на крупные и средние камни. Однако некоторые специалисты говорят и о кризисных явлениях на рынке драгоценных камней. «Так, за 2005 год цены на алмазное сырье поднялись на 25%, а на бриллианты (то есть ограненные камни) – всего на 10–15%, – говорит Сергей Мурашкевич. – Эта разница легла на плечи ограночных производств, которые стали потреблять меньше сырья, ими рынок перенасыщен, придется снижать цены». Кроме того, ювелирные изделия – предмет роскоши, и создать искусственный дефицит на них очень сложно. Однако эксперты уверены: рынок все равно будет расти примерно на 30–40% в год, появятся и ювелиры новой формации, готовые производить качественные и дорогостоящие изделия. Крупные драгоценные камни и украшения с ними могут использоваться как инструмент долгосрочных вложений, относительно же мелкие помогут короткое время сохранять сбережения от инфляции.
Журнал «Финанс.» №19 (205) 21-27 мая 2007 — Инвестиции
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.