— Екатерина, почему банк решил провести секьюритизацию? Ведь можно было, например, получить синдицированный кредит.
— Нас интересовало не просто проведение разовой сделки по получению синдицированного кредита, а возможность создания инструмента, позволяющего получать фондирование в объеме, необходимом для развития программ банка. При этом мы дополнительно ведем работу по привлечению ресурсов на программы кредитования малого бизнеса и ипотеки в виде синдицированных займов, так как сегодня объемы данных проектов недостаточны для проведения секьюритизации.
— Агентство Moody’s присвоило еврооблигациям банка рейтинг, соответствующий рейтингу России. Это сильно повлияло на снижение доходности бумаг?
— Да. При этом мы не ожидали, что ставка окажется настолько низкой — LIBOR+1,75%.
— Какую часть портфеля автокредитов вы секьюритизировали?
— Сумма сделки составила $50 млн, это чуть меньше половины всех классических ссуд, выданных на покупку иномарок на 1 июля текущего года.
— Вы не стали включать в портфель экспресс — кредиты из — за высоких рисков для инвесторов?
— Главная причина не в этом, поскольку технология предоставления кредитов, а также система оценки клиентов позволяет поддерживать уровень просрочки по этому проекту в размере 1%. Автоэкспресс — ссуды являются для нас очень доходным бизнесом, не требующим по его текущим объемам секьюритизации. В 2005 году по этому проекту, запущенному в Москве и во всех филиалах, банк предоставил кредитов на сумму $18 млн.
— А как вы оцениваете проблемную задолженность по классическим автоссудам?
— 0,13% от кредитного портфеля банка.
— Облигации выпустил не сам банк, а нидерландская компания Russian Auto Loans Finance, предварительно выкупив портфель. В чем плюсы такой схемы?
— Прежде всего это позволяет снизить стоимость финансирования. Для инвесторов такая сделка выглядит более прозрачно: кредитный портфель существует «отдельно» от банка, нет привязки к России с ее рисками.
— Планирует ли ваш банк секьюритизировать другие виды ссуд, например ипотечные?
— Пока мы планируем дальнейшие транши по проекту «автокредит» на конец 2005 — начало 2006 года. По программе ипотечного кредитования мы получили предложения от нескольких банков по приобретению и рефондированию портфеля ипотеки и в данный момент оцениваем целесообразность таких сделок.
Журнал «Финанс.» № 34 (124) 19 — 25 сентября 2005 № 34 (124) — Банки
Беседовал АЛЕКСАНДР ВИНОГРАДОВ
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.