Экономика и бизнес нередко оказываются заложниками сил природы. На минувшей неделе серьезный удар пережили американские аграрии. За необычайно теплым началом января последовали заморозки со снежными бурями. Больше всех пострадала Калифорния, где сосредоточено практически все производство цитрусовых в США. Фермеры штата поставляют на рынок США 86% всех лимонов и 21% апельсинов. В результате внезапных холодов фрукты на деревьях замерзли. По предварительным оценкам, пострадало примерно три четверти урожая, а весь он стоит ни много ни мало $1 млрд. Губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер попросил федеральное правительство оказать производителям экономическую помощь. Любители полакомиться фруктами уже столкнулись с последствиями превратностей климата: апельсины подорожали более чем в два раза.
Зато всего пару недель назад жители Нью-Йорка и еще нескольких штатов США радовались теплому январю, больше похожему на март. Грело не только солнце, но и суммы счетов за электроэнергию. Спрос на топливо в северо-восточных районах США снизился, и это оказало серьезное давление на рынки сырой нефти. Цены на «черное золото» достигли 19-месячного минимума, потянув за собой и стоимость бензина на радость водителям. Теплая погода стала в буквальном смысле помощью свыше для правительства. Оно опасалось, что высокие цены на электроэнергию ударят по кошелькам небогатой части населения. Кроме того, муниципалитетам удалось сэкономить на очистке улиц от снега, дополнительных выплатах рабочим и отоплении учебных заведений.
Позитивный эффект аномально теплой погоды почувствовали на себе и частные компании. Финансовые показатели строительной индустрии за последний месяц оказались значительно выше ожидаемых, что помогло отчасти сгладить проблемы на рынке недвижимости США. «Во-первых, мы смогли раньше сдать проекты, – поясняет представитель Ассоциации строителей Билл Фэрчайлд, – во-вторых, сэкономили деньги, поскольку не было необходимости в отоплении, тентах и других подобных мелочах. И наконец, это позволило сохранить занятость на прежнем уровне». В списке выигравших оказались и владельцы площадок для гольфа. Благодаря теплой погоде от желающих поиграть не было отбоя.
Без потерь тоже не обошлось. Серьезный урон понесли горнолыжные курорты – одни из них откладывали открытие, другие тратились на искусственный снег, который таял буквально на глазах. Согласно данным Национальной горнолыжной ассоциации США, этот бизнес зарабатывает около 30% доходов в течение второй половины декабря и первой недели января. В этом году владельцы курортов получат на треть меньше обычного.
В крайне затруднительном положении оказались также их коллеги в Европе, особенно в ее центральной и восточной части. Отсутствие осадков там было не самым страшным явлением, поскольку большинство курортов так или иначе используют машины для покрытия искусственным снегом своих трасс. К примеру, в Чехии таких склонов около 90–95%. Однако из-за чересчур высокой температуры машины требовали столько воды и электроэнергии, а снег таял так быстро, что выгоды от применения техники не было никакой.
Что же остается делать бизнесу, обладающему повышенной метеочувствительностью? Уменьшить убытки можно, используя механизм погодных фьючерсов. На мировых биржах торгуется полтора десятка подобных инструментов. Самый распространенный – контракт на среднюю температуру зимой. Для каждого месяца по определенной методике фиксируется расчетный индекс погоды. Отклонение фактических показателей в ту или иную сторону от него приносит игрокам прибыль или убытки. Есть и другие контракты, например на осадки в виде снега.
Журнал «Финанс.» №3 (189) 22-28 января 2007 — Мировые финансы
Олеся Курлеева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.