Славный ореол. Многие звезды начинали свой долгий путь к славе именно отсюда. Среди прочих Тим Роббинс, Джуд Лоу, Роан Аткинсон, Хью Грант и сэр Энтони Хопкинс. Кто-то ходил по улицам старого города, раздавая прохожим приглашения, и участвовал в представлениях под открытым, не всегда ясным шотландским небом, кто-то шокировал зрителя смелыми экспериментальными постановками. Знаменитому фестивалю, название которого в переводе с английского означает «обочина» или «край», в 2006-м стукнет 60 лет. Ежегодно он собирает тысячи талантов и еще больше желающих оценить их по достоинству. Здесь, по признанию многих участников, самая доброжелательная, веселая, щедраяна аплодисменты публика. «Фриндж» считается самым демократичным фестивалем мира. А критики давно называют его настоящей ярмаркой, на которую приезжают все кому не лень. Неформальный характер форума разрешает участникам выходить за рамки существующих театральных канонов.
Характерные особенности фестиваля — сумасшедший ритм и обширная программа, которая включает самые разные жанры искусства. Мюзиклы перемежаются с цирковыми номерами, драма — с современными танцами. Ежедневно в Эдинбурге демонстрируются сотни спектаклей.
В этом году планировалось показать 1800 шоу. Под них приспособлены 300 подмостков, часть из которых даже отдаленно не напоминает традиционные. Это и большие квартиры, и офисы, автомобильные салоны, кафе и церковные залы. Самыми необычными площадками последних лет стали автомобиль, где спектакль разыгрывался для двоих зрителей, и кабинка лифта.
На «Фриндже» идет жестокая борьба за зрителя. Здесь просто невозможно посмотреть все — не хватит ни времени (говорят, на просмотр всех представлений форума понадобится несколько лет), ни физических сил (многие спектакли начинаются около полуночи). Просмотрам должна предшествовать продуманная рекламная кампания, иначе при такой обостренной конкуренции актеры во время представления рискуют оказаться один на один друг с другом. Наиболее распространенный способ привлечения рассеянного зрительского внимания — раздача рекламных проспектов самими артистами на Королевской миле в центре Эдинбурга. Особенно трудно здесь приходится новичкам. Доказать, что ты лучше других, сложно. Помимо восхищения публики нужно заработать и благосклонность критиков. Последние ежегодно составляют своеобразный рейтинг, раздавая звезды — от одной до пяти — всем участникам фестиваля.
Наш человек в Эдинбурге. У российского туриста большой тяги к искусству не наблюдается. Русские в городе встречаются часто, но дальше основных достопримечательностей и сувенирных лавок их нога ступает неохотно. В приватных беседах многие удивляются, узнав, что попали сюда в горячее фестивальное время. «Вот почему столько народу и такие дорогие гостиницы!» — восклицают они.
Отели на время фестиваля поднимают цены в два раза — это нормальная общемировая практика. Проблема в другом: зайти с улицы в понравившуюся гостиницу, особенно если она находится в центре, и остановиться в ней невозможно. Знающие люди бронируют отель за несколько месяцев до начала «Фринджа», иначе придется довольствоваться простенькой гостиницей с минимальными условиями в 20 минутах езды от города. Как правило, в августе номер в центральном четырехзвездочном отеле Эдинбурга обходится в 250-400 фунтов в сутки. Если отъехать немного дальше, то можно уложиться и в 200 фунтов. А если избрать местом дислокации многочисленные дома-отели (так называемые ВВ — бэд энд брэкфест), то придется расстаться с суммой в 50-80 фунтов в зависимости от условий. Последний вариант больше устраивает иностранцев и самих британцев: недорого и нешумно. Россияне же предпочитают останавливаться в хороших гостиницах. На спектакли во время «Фринджа» они почти не ходят, ограничиваясь уличными представлениями. Многих русских, попадающих в Эдинбург в августе, вся эта праздничная суета даже слегка раздражает, мешая наслаждаться отдыхом и спокойными прогулками по городу. Как правило, они приезжают сюда ненадолго, на 3-4 дня, чего вполне хватает, чтобы прочувствовать местную атмосферу, пропитанную многовековой историей, купить виски и тартан (знаменитую клетку). Наиболее активные зрители фестиваля — французы, испанцы, американцы, японцы и скандинавы. Их здесь большинство. На спектакли они ходят с завидной частотой, к тому же многие знают и любят творчество русских.
Денежный вопрос. Питерский театр «Дерево» — традиционный участник «Фринджа» — уже давно нашел в шотландской столице своего зрителя. В 1997 году коллектив получил приз профессиональных критиков за спектакль «Красная зона», в 1998-м — за постановку «Однажды…», а еще через четыре года завоевал самую престижную в своем классе награду «Фриндж Фест» в номинации «Театр танца и движения» — за спектакль «Божественная комедия», носивший раньше название «Суицид» и участвовавший в «Золотой маске». На постановки «Дерева», работающего в Германии, приезжают со всего мира. Но в этом году «Фриндж» проходит без его участия.
Театр «До» тоже из Петербурга, но также базируется в Германии и в Эдинбурге не новичок. В этом году на его «Бессонницу» каждый вечер идут толпами, как на сеанс к психотерапевту. Здесь подушка — и хвост павлина, и треуголка Наполеона, и бант на голове у маленькой девочки, и ручной зверек. Следя за тонкими телами и белыми одеждами, растворяющимися в темноте и музыкальном безумии, начинаешь верить, что и в бессоннице есть что-то поэтическое и что ты не одинок в своей беспомощности перед ней.
Многие участники с российской стороны жалуются на отсутствие соотечественников в зале: шутка, произнесенная на русском языке, не находит отклика у зрителей, вопрос остается без ответа. В общей массе коллективов из России немного. За участие в фестивале надо платить. И многих останавливает именно денежный фактор. Пока для них «Фриндж» остается действительно краем света.
Журнал «Финанс.» № 31 (121) 29 августа – 4 сентября 2005 — Отдых
Ольга Черкасова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.