Повторение пройденного

Расходы федерального бюджета в 2009 году составят 18,1% ВВП и в дальнейшем будут постепенно снижаться до 16,9% в 2011-м. Темпы их наращивания также должны сокращаться: если в прошлом году прибавка составила более 40%, то в 2008–2009-м – уже 20%, а в 2011-м – менее 10%. «Подавление инфляции сегодня остается важнейшей задачей правительства, и потому все решения по возможному увеличению бюджетных расходов должны приниматься максимально взвешенно», – пояснил осторожность проектировок премьер-министр Владимир Путин. Экспертам это кажется вполне разумным. «Правительство хоть и говорит об отсутствии перегрева в экономике, но старается минимизировать риски его возникновения», – отмечает ведущий эксперт Центра развития Валерий Миронов.

Подробности расходной части трехлетнего бюджета пока неизвестны: министерства и ведомства должны к 16 июля подготовить свои расчеты, и не позднее 26 августа окончательно сверстанный документ будет передан в Госдуму. Впрочем, глава правительства сообщил, что в 2009–2011 годы на образование будет выделено 1,4 трлн рублей, в модернизацию инфраструктуры вложат 4,6 трлн рублей, а подготовка российской сборной к Олимпиаде в Сочи обойдется бюджету в 14 млрд рублей.

Завидное постоянство. Прогноз по инфляции остался неизменным: в 2009 году цены вырастут примерно на 6–7,5%, в 2010-м – на 5–7%, в 2011-м – на 5–6,8%. Правда, некоторые из намеченных планов по расходам могут усложнить задачу. «Правительство собирается в 2009 году увеличить зарплаты работникам бюджетной сферы на 30%. Основная часть прибавки уйдет не на накопление, а на потребление, что отразится и на ценах», – уверен экономист ИБ «Траст» Евгений Надоршин. «Нельзя забывать, что инфляция в России напрямую связана с неконтролируемым ростом доходов населения. Планируемое повышение зарплат бюджетников внесет в этот процесс свою лепту, – соглашается Валерий Миронов. – Поэтому подобные меры должны приниматься параллельно с сокращением чрезмерной численности государственных служащих».

Впрочем, менять прогнозы, приближая их к действительности, уже привычная практика властей. В начале нынешнего года правительство рассчитывало максимум на 8,5% инфляции, реальность заставила пересмотреть цифру в сторону увеличения до 10,5%. «Такой подход сохранился и при планировании ближайшей трехлетки. Это скорее психологический фактор: если изначально устанавливать более высокие и более реальные цифры, то негативные ожидания могут разогнать рост цен еще больше», – говорит эксперт Экономической экспертной группы Елена Лебединская.

Основной инструмент борьбы с инфляцией, который собирается использовать правительство, – ужесточение денежно-кредитной политики. Правда, его применение несет в себе определенные риски. «Снижению темпов роста цен может способствовать укрепление рубля, однако это должно происходить с учетом интересов реального и банковского секторов», – отмечает Валерий Миронов.

Прогнозы по стоимости нефти также остались неизменными: она, как ожидают в кабинете министров, подешевеет с $92 в 2008 году до $72 за баррель в 2011-м. Очевидно, что правительство перестраховывается, не обращая внимания на реальность: еще в начале года нефть торговалась возле $100, а недавно ее котировки перешагнули за $140. «Разница между стоимостью, из которой исходит Минфин, и реальной приводит к тому, что «неучтенными» в бюджете остаются триллионы рублей, – недоволен директор департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев. – Целевое использование сверхдоходов не расписано, а нужно понимать, что в нашей стране никто не даст спокойно лежать таким суммам. В этом смысле показателен 2007 год, когда были созданы практически никем не контролируемые госкорпорации». Впрочем, другие эксперты считают эти опасения излишними. «Более высокая цена на нефть, чем та, что указана в бюджете, никак не отразится на экономике: излишние средства будут аккумулированы в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, поэтому инфляцию они не разгонят, – полагает Елена Лебединская. – Не стоит переживать, что деньги, которые попадут в эти «копилки», могли бы быть использованы с большей пользой. Опыт работы Инвестиционного фонда показывает, что в России пока недостаточно проектов для серьезного финансирования. Наша экономика еще не готова к масштабным вливаниям такого порядка».

Правительство не ожидает особых изменений и по сборам главного бюджетообразующего налога – НДС. Его поступления запланированы на уровне 3,68% ВВП в 2009 году и 3,63% ВВП в 2010 и 2011 годах. Напрашивается вывод, что широко обсуждаемого снижения ставки НДС до 12% в ближайшей трехлетке не произойдет. А вот поступления от второй доходной статьи – НДПИ – будут постепенно снижаться с 2,4% ВВП в 2009 году до 1,9% в 2011-м.

Вилами по воде. Одобренные параметры могут быть пересмотрены: как правило, правительство делает это два раза в год. Но исполнение бюджета все равно всегда заметно отличается от плана. «Погрешность при прогнозировании достаточно велика: так, на 2007 год изначально доходы были запланированы на уровне 6,9 трлн рублей, расходы – 5,5 трлн рублей, фактически бюджет получил 7,8 трлн рублей, израсходовал 6 трлн рублей, – говорит эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Елена Пенухина. – Отклонение от плана по доходам составило 11%, по расходам – 9%, тогда как нормальным можно считать не более 5%. Впрочем, такую высокую погрешность можно объяснить незапланированными поступлениями от продажи активов «Юкоса».

Сложившаяся традиция высоких погрешностей не помешала министру финансов Алексею Кудрину предложить правительству перейти к планированию на еще более широкие горизонты. К 1 августа его ведомство с помощью других министерств должно разработать первую долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. «Практика показывает, что мы даже на год не можем составить достоверный прогноз, – говорит Игорь Николаев. – Вместо того чтобы решать злободневные задачи, правительство с нездоровым упорством пишет программы до 2020, 2023 года, исходя из которых в стране будет низкая инфляция, высокие зарплаты, стабильный рост экономики. При этом планы на текущий год постоянно корректируются из-за отсутствия объективных условий для их достижения». Впрочем, многие экономисты намерения Минфина одобряют. «Определение ориентировочных показателей до 2023 года окажет благотворное влияние на инвестиционную привлекательность России», – считает Елена Пенухина. «Никто не собирается устанавливать на ближайшие 15 лет жесткий график расходов и доходов: речь идет о том, чтобы наметить тенденцию, а не принять закон. В такой форме долгосрочное планирование для страны скорее полезно», – соглашается Елена Лебединская.

Основные статьи доходов федерального бюджета, % ВВП

Журнал «Финанс.» №26 (261) 07 июля – 13 июля 2008 – Экономика
Ксения Батанова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.