Деньги в розницу

На рынке розничной торговли продуктами питания сменился лидер. Компания «Тандер» (сеть «Магнит») увеличила свою чистую выручку в 2005 году на 87% до $1,6 млрд и обогнала Pyaterochka Holding («Пятерочка»), рост которой составил всего 23% до $1,36 млрд. Правда, здесь есть один нюанс: «Пятерочка» уверенно лидирует с учетом выручки франчайзи — всего $2,1 млрд. Зато по числу торговых точек у «Магнита» в своем сегменте конкурентов нет. Если под торговой маркой «Пятерочка» работает 751 магазин (из них 404 франчайзинговых), то в сеть «Магнит» входит 1505 точек (франшиз «Тандер» не продает). Интересно, что еще в сентябре Pyaterochka Holding, акции которой торгуются на Лондонской фондовой бирже, обещала инвесторам выручку в 2005 году в $1,595 млрд. Но всего через три месяца снизила свой прогноз до более близких к реальности $1,3-1,35 млрд. В результате за один день Pyaterochka потеряла 40% капитализации.

Однако лидерство как по выручке, так и по количеству точек в ритейле в целом оспаривают не продуктовые сети, а сети по торговле электроникой. По количеству салонов цифровой техники нет равных «Евросети» — около 3100. Мало того, в 2006 году компания Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева планирует увеличить количество своих точек более чем в два раза и покрыть территорию всего СНГ и нескольких зарубежных стран. «Евросеть» оспаривает лидерство и по выручке. Так, компания прогнозирует свой оборот по итогам 2005 года в $2,6 млрд (рост на 168% с $970 млн в 2004 году), а выручка, по оценкам аналитиков, составит около $2 млрд. Конкурировать с «несерьезным» бизнесом по продаже мобильных телефонов может только сеть бытовой электроники «Эльдорадо». Его оборот по итогам 2005 года оценивается в $3,5 млрд (рост на 42% с $2,47 млрд в 2004 году), но около половины этой суммы составляют продажи франчайзи.

Для обеспечения дву- и даже трехзначных темпов роста розничные сети активно привлекают финансирование. Однако если одни уже разместили свои акции на бирже (Pyaterochka Holding, «Седьмой континент») или идут к IPO полным ходом («Копейка»), то другие предпочитают развиваться за счет банковских кредитов и облигационных займов. Например, «Перекресток» даже заявил об откладывании запланированного на 2006 год IPO. Не спешит с IPO и «Евросеть» — компания планирует выйти на зарубежные рынки со своими акциями через два-три года. По-видимому, акционеры этих сетей решили подождать в надежде на более высокую оценку компании в будущем.

Наконец, торговые сети привлекают финансирование со стороны портфельных инвесторов. Так, по информации «Ф.», в капитал «Евросети» вошла ФК «Уралсиб». В октябре 2005 года финансовая корпорация дала компании Евгения Чичваркина трехмесячный кредит на $50 млн по ставке 9,5% с возможностью конвертировать его в 7,53% акций. И «Уралсиб» своим правом воспользовался.

Журнал «Финанс.» №2 (139) 16-22 января 2006 — Компании
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.