Внутренний аудит является одним из инструментов выявления возможностей для повышения эффективности бизнеса и его внедрение играет большую роль для компаний, желающих привлечь дополнительное финансирование. «При одинаковых финансовых показателях инвесторы предпочитают компании с хорошим корпоративным управлением, — говорит старший менеджер отдела услуг в области бизнес-рисков компании Ernst & Young Алла Усанова. — Служба внутреннего аудита — один из механизмов создания и поддержания качественной системы внутреннего контроля. Организация такой службы для многих компаний в России и СНГ является сегодня одной из ключевых задач». По мнению члена совета Российского института внутренних аудиторов и советника гендиректора аудиторско-консалтинговой группы «Развитие бизнес-систем» Сергея Орлова, сейчас создание этих подразделений наиболее актуально для компаний, разместивших ценные бумаги или планирующих выйти на фондовые рынки. 15 декабря 2004 года вступило в силу Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, содержащее требование о наличии у эмитента такой службы для получения листинга на бирже. Это должно быть отдельное структурное подразделение, которое бы контролировало финансово-хозяйственную деятельность и в случае каких-либо нарушений сообщало бы о них комитету по аудиту.
Однако это не значит, что службы внутреннего аудита необходимы только участникам фондового рынка. «Все зависит от масштаба и сложности бизнеса, особенно в географическом отношении, — считает партнер аудиторской компании «Пачоли» Владислав Кветинский. — Если речь идет о предприятии с числом сотрудников от 200 человек и более, то скорее всего внутренний аудит необходим. От правильной организации соответствующей службы компания может получать только плюсы. Она сможет не только поддерживать эффективное функционирование всех элементов системы управления, но и выявлять резервы и наиболее перспективные направления развития бизнеса. Кроме того, внутренние аудиторы часто консультируют сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских и других служб предприятия. Иными словами, они занимаются более широким кругом проблем по сравнению с внешними аудиторами. Эта служба решает многочисленные задачи обеспечения эффективности деятельности компании в целом, а также ее отдельных составляющих».
Что доверить. Как объясняет заместитель генерального директора компании «BKR-Интерком-Аудит» Юлия Емельянова, задачи службы внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как отдельных подразделений, так и холдинга в целом. В первую очередь это контроль за состоянием активов и недопущение убытков, анализ эффективности функционирования механизмов внутреннего контроля и оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.
По словам Сергея Орлова, сегодня при создании этих подразделений превалирует так называемое традиционное понимание их роли и функций, в рамках которого служба внутреннего аудита уподобляется существовавшим на предприятиях еще в советское время КРУ (контрольно-ревизионных управлений). При этом аудиторам вменяется в обязанность осуществлять проверки достоверности отчетности и выявлять нарушения и злоупотребления в компаниях, причем менеджмент и сотрудники считают эти службы исключительно «карающими» органами, которые не участвуют в реальном процессе управления. Результатом деятельности внутренних аудиторов видится выявление всех погрешностей и наказание виновных.
По мнению Юлии Емельяновой, служба внутреннего аудита должна заниматься проверкой систем учета и контроля, мониторингом и разработкой рекомендаций по их улучшению, проверкой бухгалтерской и оперативной информации. Специалисты такого подразделения должны следить за соблюдением законов, требований учетной политики, инструкций и указаний руководства компании, а также проводить специальные расследования случаев злоупотреблений. Помимо этого одной из ключевых функций службы внутреннего аудита является разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. То есть помимо контрольной в ее деятельности обязательно должна быть и «творческая» составляющая.
Какую систему построить. Несмотря на то, что большинство компаний само определяет цели и задачи, а также организационную структуру службы внутреннего аудита, существуют определенные правила при организации такого подразделения. В России службы внутреннего аудита обычно функционально и административно подчиняются финансовому или генеральному директорам. Но Сергей Орлов считает, что это неправильно, в первую очередь должна быть достигнута организационная независимость. Благодаря этому менеджеры не смогут вмешиваться в деятельность аудиторов. Руководитель подразделения должен подчиняться совету директоров (аудиторскому комитету), который также принимает решения о назначении, увольнении, уровне зарплаты и премий. «Независимость важна не сама по себе, а как наиважнейшая предпосылка объективности внутреннего аудита», — утверждает Сергей Орлов. «Это инструмент акционеров, с помощью которого они отслеживают работу менеджмента и контролируют вектор стратегического движения компании, — говорит директор по продажам МКХ «Еврохим» Артур Маркарян. — Наличие такой службы дает возможность более эффективно управлять рисками. Внутренний аудитор осуществляет проверку не только финансовой деятельности, но и проверяет правильность исполнения бизнес-процедур внутри компании».
Помимо этого, по мнению Владислава Кветинского, в компании должны быть разработаны четкие критерии оценки деятельности ее функциональных, региональных и иных подразделений. В случае отсутствия такой системы аудиторы не смогут проверить, насколько успешно работает компания и насколько результаты соответствуют ожиданиям руководства. Также внутренний аудит должен соответствовать масштабам деятельности, и та отдача, которую он обеспечивает, должна превышать расходы на его содержание.
Как говорит Сергей Орлов, основными проблемами корпоративных систем внутреннего аудита в России помимо отсутствия независимости являются ограниченность сфер осуществляемого надзора и его констатирующий, а не упреждающий характер. Также порой существует недостаточная взаимосвязь с системами внутреннего контроля и управления рисками. Владислав Кветинский отмечает, что еще одной распространенной ошибкой является смешение понятий аудита и «ревизионной работы». По его словам, внутренний аудит должен быть нацелен на анализ эффективности деятельности, выявление узких мест, резервов развития, а также методологическую, консалтинговую и экспертную поддержку руководства компании и акционеров. С ним согласен вице-президент НПФ «Стальфонд» Алексей Охлопков: «С помощью службы внутреннего аудита мы решаем сразу две задачи. Во-первых, руководство получает достоверную информацию, которая необходима для принятия верных решений. Служба должна контролировать адекватность поступающих топ-менеджерам разнообразных отчетов из структурных подразделений. Во-вторых, выявляются слабые места в работе компании».
Журнал «Финанс.» № 14 (104) 11-17 апреля 2005 — Опыт
Алексей Попов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.