Семен Млодик: “Старый трактор портит борозду”

– Как вернуть внутренний рынок отечественному производителю?

– Нужно активнее развивать инновационный потенциал. “Топтание на месте” фактически вынудит в конце концов сокращать производство. Рынок тракторов более инновационный, чем рынок истребителей. Если срок существования боевого самолета – десять лет, то для трактора три года – предел. За это время в корне меняется понимание того, что такое трактор и в чем его назначение. Поэтому важно постоянно совершенствовать конструкторско-технологическую базу, инструментальное производство и т. д.

– Что помогает “Промтрактору” выжить в условиях усиливающейся экспансии западных конкурентов?

– В свое время мы и по тракторам ставили задачу “догнать и перегнать” США. Поэтому в 1972 году было начато строительство Чебоксарского завода промышленных тракторов. Мощность завода после пуска достигала 2100 тракторов в год. Наряду с Caterpillar и Comatsu по объему продаж сопоставимых моделей мы занимаем на российском рынке около 50%, на рынках СНГ – более 50%. Чебоксарский тракторный завод – третья в мире компания по производству тяжелых тракторов. Безусловно, это было бы невозможно без крупных инвестиций. Накануне горбачевской перестройки в завод были вложены очень большие средства, которые дают отдачу и сейчас. В 80-е годы была проведена полная модернизация, в результате которой у нас впервые в стране заработали так называемые гибкие производственные линии.

– Стоит ли рассчитывать на инвестиции 20-летней давности? Caterpillar, например, тратит на инновационные исследования $2,5 млрд в год…

– Мы, конечно, тратим меньше, денег не хватает. Стараемся компенсировать дефицит инвестиций “умением”. Новыми разработками у нас занимается около 1000 специалистов высочайшей квалификации. Есть собственный научно-исследовательский центр, три КБ. Если за советский период на заводе было создано две модели тракторов, то за последние 10 лет к ним прибавилось еще 14. Причем сейчас мы не выпускаем ни одной модели, которая была спроектирована во времена СССР. Об уровне инновационных исследований и культуре производства можно судить хотя бы по тому, что разработку новых моделей мы ведем в кооперации с предприятиями авиапрома.

– Что может быть общего у трактора с авиалайнером?

– У нас два завода в Чебоксарах, которые производят компоненты для воздушных судов. Наши постоянные партнеры – авиационные НИИ. Этот научно-технический ресурс очень помог нам при внедрении новых моделей.

– Основная проблема отечественного машиностроения – устаревшее производство. На чем работают чебоксарские тракторостроители?

– Парк станочного оборудования предприятия насчитывает более 2400 единиц, из которых более 400 – обрабатывающие центры и станки с ЧПУ. За год-два успевает появиться новое поколение станков, так что регулярно приходится обновлять станочный парк. Нет нужды покупать или строить новый завод, поточные линии. Мы идем по пути приобретения оборудования для решения конкретных технологических операций.

– Станки, конечно, привозите из-за границы?

– К сожалению, в основном да. Обработка особо сложных и оригинальных деталей осуществляется на гибких автоматизированных линиях мехобработки и сварки производства стран Западной Европы и Японии.

– Сильно раздражает конкуренция с иностранными тракторостроителями?

– Напротив, они нам помогают, поскольку доказывают конкретным заказчикам на конкретных контрактах, что высокопроизводительный трактор лучше лопаты. В мировой “табели о рангах” сегодня с большим отрывом лидирует Caterpillar с годовым оборотом $20 млрд. У нас, для сравнения, совокупный объем реализации по головному предприятию и пяти дочерним компаниям в прошлом году составил $100 млн. “Промтрактор” производит около 400 машин в год. Нужно снизить себестоимость тракторов настолько, чтобы их можно было продавать на альтернативных рынках, в том числе и на внутреннем. Чтобы повысить конкурентоспособность продукции, необходимо налаживать кооперацию. Сегодня тракторостроительные заводы в Чебоксарах, Владимире и Липецке действуют порознь – у каждого свое литейное производство, своя сервисная компания, предприятие по заготовке металлолома. По сути, в производстве и инновационных технологиях мы дублируем друг друга. И поэтому уступаем иностранцам. Но “гонка за лидером” – это все, чего мы пока хотим. Это наша промышленная политика. И не дай нам бог обогнать иностранных конкурентов.

– Почему?

– Мы, например, можем поставить на свои тракторы автопилот, и он будет сам справляться со всеми производственными задачами. Только нам ни за что не доказать покупателям, что такой автопилот им нужен. А Caterpillar ставит автопилоты, GPS и тратит огромные деньги, чтобы убедить своих клиентов, что такие “продвинутые” тракторы, хотя и стоят в полтора раза дороже, но необходимы и самоокупаемы. Поэтому мы принципиально отстаем от них на год-полтора. Но если потребуется, в кратчайшие сроки можем сделать свои тракторы “умными”. В рамках технического задания “Проектирование микропроцессорного автопилота для трактора” сейчас идет сотрудничество с чебоксарским научно-производственным приборостроительным предприятием “Элара” и Казанским государственным техническим университетом (КАИ). Речь идет о разработке тракторов нового поколения. Одним словом, у нас есть требуемый инновационный потенциал. Не хватает только спроса на него. Старые тракторы на российских полях продолжают “портить борозду”…

– Недавно 16,9% акций ОАО “Промтрактор” приобрела Универсальная инвестиционная компания (УНИК). Как вы относитесь к планам новых владельцев перестроить сложившуюся на предприятии структуру производства?

– Получилось так, что все тракторные заводы у нас в стране, по сути, не заводы, а нуждающиеся в диверсификации производственные комплексы. На каждом из предприятий, вошедших в тракторный концерн, действует управляющая компания, которая занимается проблемой диверсификации, налаживает единую сбытовую и технологическую политику и т. д. Короче говоря, формируется единый производственный комплекс. Каждый из участвующих заводов делает “полуфабрикат”. Такая кооперация производства в принципе в советские времена доходила до 70%. Сегодня разделение труда на предприятиях отрасли едва достигает 35%. Надеюсь, планы новых акционеров связаны исключительно с интересами производства.

– Не следует ли ожидать в связи с этим массовых увольнений?

– Рабочих мы вообще не сокращаем. Их не хватает, и в первую очередь квалифицированных. Сокращаем кладовщиков, вспомогательный персонал. Общая численность занятых на заводе при этом растет. Вместе с дочерними предприятиями работает 14 000 человек. Но задача состоит не в том, чтобы сократить или увеличить штаты, а чтобы привести в соответствие количество ИТР, основных рабочих и вспомогательного персонала. Сейчас эти пропорции нарушены. За последние 10 лет из-за невыплат зарплаты доля основных рабочих упала в два раза, а кладовщики остались. Вообще, проблема квалифицированных рабочих – одна из ключевых, поэтому мы создали свой учебный центр.

ОАО “ПРОМТРАКТОР” является одним из лидеров мирового рынка многопрофильных промышленных тракторов, которые используются предприятиями топливно-энергетического комплекса, золотодобывающей, нефтегазовой, угольной, горно-рудной отраслей, строительной индустрии и дорожного хозяйства. Предприятие поставляет продукцию и комплектующие российским заказчикам, в страны Евросоюза, на Украину, в Казахстан, Узбекистан, Белоруссию, на Ближний Восток. Среди клиентов компании – Министерство путей сообщения РФ, НК “ЮКОС”, ТНК, ОАО “Стройтрансгаз” и другие компании.

Журнал «Финанс.» № 15 (09-15 июня 2003) – Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.