В балете только девушки

Борис Эйфман – хореограф культовый. О его постановки сломалось перо не одного балетного критика. Он все время выходит за грани “просто танца”, “просто движения”, “просто искусства”. Его балеты – “Мастер и Маргарита”, “Карамазовы”, “Русский Гамлет” – поиск новой формы, которая могла бы выразить глубокое, философское содержание. “Кто есть кто” на этом фоне несколько выбивается из общего ряда балетов в стиле высокой трагедии.

…Соединение классических па с элементами акробатики и степа. Рахманинов вперемешку с Дюком Эллингтоном. Фарсовая история с переодеваниями и погонями, помноженная на трагические судьбы русской эмиграции XX века. Постановка “Кто есть кто” повествует о судьбе двух эмигрантов – артистов Мариинского театра, которых водоворот истории подхватил и вынес в районе Америки 20-х годов. Новый Cвет дает возможность начать новую жизнь: погоня за счастьем, страстное желание творческой реализации и – главное – мучительная адаптация в непривычных условиях: только время разберет, “кто есть кто” в этой игре.

Доамериканское прошлое героев Борис Эйфман оставляет за кадром. Уже не важно, кто и как, сойдя на берег, оказался в этой пестрой толпе чемоданов, саквояжей, “корзинок, картинок, картонок”. Хореографу удается передать другое: смятение людей, оказавшихся перед неизвестностью. Их движения то судорожны, суетливы, то вдруг замирают они от нерешительности, не зная, куда идти и как ступать по чужой земле…

Наши герои – Алекс (Алексей Турко) и Макс (Игорь Седько) – прибыли тем же пароходом. Они молоды, талантливы, полны амбиций и планов. Первоначальным иллюзиям суждено рассеяться в сцене “Биржа труда” – гротескной миниатюре, поставленной Борисом Эйфманом на музыку Дэйва Брубека. Спрос рождает предложение: белый лебедь, Одетта, превращается в изрядно потрепанную леди декаданса, черный лебедь, Одилия, танцует стриптиз, а поэтический Пьеро переквалифицировался в шута. Небольшая сценка – любопытная находка постановщика: шаржевыми штрихами он успевает наметить характеры, используя танцевальные стили вместо разноцветных мелков.

Дальше будут погони, драки, переодевания, влюбленности, неразберихи, разоблачения… Хореограф, обозначивший спектакль как балет-мюзикл, в общем-то выдерживает каноны музыкального жанра. “Кто есть кто” – почти бродвейское шоу или… пародия на него. К тому же сюжет все чаще обретает знакомые черты. Наши герои облачаются в женское платье, приглаживают парики, осваивают премудрость хождения на каблуках и… получают работу в шоу. Впрочем, Борис Эйфман и не скрывает, что сюжетная линия балета навеяна фильмом “В джазе только девушки” – его давней кинолюбовью.

Джаз пронизывает весь спектакль: мелодии Дюка Эллингтона, Скотта Джоплина, Кола Симха сменяют друг друга в каждой сцене, коих в балете 26. Лирические моменты автор ассоциирует с музыкой Сергея Рахманинова. Так, даже излишне трогательна сцена “Разные судьбы”, поставленная на “Вокализ, ор. 34”: драматизм прощания двух друзей, жизнь которых расходится в разные стороны, ощущается кожей. А вот в эпизоде “Обретенное счастье” – воссоединении Алекса с Линн (Вера Арбузова) – “влюбленные” почему-то не поспели за стремительной второй частью знаменитого Второго фортепианного концерта: Рахманинов оказался и порывистей, и эмоциональней, и чувственней…

Откроем секрет. Изначально спектакль задумывался совсем по-другому – как постановка по мотивам произведений Скотта Фицджеральда и еще один трагико-философский спектакль в репертуаре театра. Но трагические события 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке и Вашингтоне заставили хореографа отказаться от своих планов: он предпочел поставить спектакль, который бы нес в себе позитивный заряд. “Кто есть кто” не пробирает до костей, как “Русский Гамлет”, не сводит с ума, как “Красная Жизель”, не разверзает бездну проклятых вопросов, как “Карамазовы”. Возможно, он несколько слабее предыдущих детищ хореографа. В нем мало драматизма, да и изящная легкость, искристая джазовость даются Эйфману не всегда. Но в балете, поставленном прежде всего на американского зрителя есть одна важная мысль. “Когда я ставил “Красную Жизель”, – признался Борис Эйфман, – я думал о том таланте, уме, красоте, которые Россия потеряла. В спектакле “Кто есть кто” я размышляю о том интеллекте, той культуре, которые мир приобрел благодаря русской эмиграции. Да, мы потеряли, но вместе с тем подарили миру так много! Я думаю, он это знает и благодарен нам”…

Журнал «Финанс.» № 6 (47) 16-22 февраля 2004 – Отдых
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.