Почему в НПФ не идут клиенты с улицы?

СЕРГЕЙ БОРИСОВ, президент НПФ «Интеррос- Достоинство»:

— Негосударственному пенсионному обеспечению, безусловно, нужна розничная составляющая. Но успех таких проектов зависит от целого ряда факторов. В частности, существенную роль играет регион, в котором НПФ ведет работу. Например, в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках финансовая инфраструктура весьма развита. Здесь гражданам доступен широкий спектр услуг: от банковских вкладов до ПИФов, и, возможно, из всего этого разнообразия НПО — самый непонятный продукт. Удаляясь от финансовых центров, мы наблюдаем ослабление конкуренции, а где-то даже дефицит предложения. В то же время крупные предприятия есть повсюду. Приняв их на корпоративное обслуживание, НПФ получат возможность продвигать свои услуги дальше — в местную розницу.

Другая серьезная проблема заключается в том, что сегодня молодые люди себя и пенсию никак не ассоциируют, культура пенсионного обеспечения не успела сформироваться. Разумеется, масштабная рекламная кампания может принести некоторые плоды, но расходы на нее мы вынуждены соотносить с объемом привлеченных средств. Тем не менее мы продолжаем развивать розничную составляющую своей деятельности. Сегодня доля клиентов с улицы в нашем портфеле уже измеряется единицами процентов.

ЗАУР ГАНИЕВ, президент НПФ электроэнергетики:

— Под розницей понимается работа с частными клиентами. Говорить о том, что это направление не развивается, неверно. Большинство пенсионных фондов в последние несколько лет начали активно предлагать свои услуги физическим лицам. Но в основном это сотрудники корпоративных клиентов, а не физические лица с улицы. Это вполне объяснимо. В течение долгого времени НПФ развивались как корпоративные, обслуживающие юридических лиц, фонды. Все их технологии были ориентированы на это. Трансформация фонда в розничную структуру — длительный и сложный процесс, который необходимо осуществлять последовательно, в несколько этапов. В этой связи работа с сотрудниками корпоративных клиентов — вполне разумный первый шаг на этом пути.

ЛЮДМИЛА ГАВРИЛОВА, генеральный директор Национального НПФ:

— Клиенты с улицы в НПФ идут. Другое дело, что спрос с их стороны пока еще весьма невелик, чтобы фонд делал ставку в своей работе исключительно на таких клиентов. Однако следует отметить, что за последние два-три года интерес граждан к НПФ постоянно растет, чему немало способствовала пенсионная реформа и новый порядок формирования трудовой пенсии по старости. Сегодня человек не только осознает необходимость дополнительных целевых источников, обеспечивающих достаток на заслуженном отдыхе, но и получает возможность формировать свое пенсионное будущее. Кроме того, нынешние доходы позволяют часть средств не тратить, а целенаправленно откладывать к выходу на пенсию. Поэтому и повышается спрос на услуги НПФ.

КОНСТАНТИН УГРЮМОВ, президент НПФ «Пенсионный капиталъ»:

— Существуют две причины слабого развития пенсионной розницы. Первая — работать с открытым рынком достаточно дорого. Требуется создание обширной филиальной сети, содержание агентской сети, поддержка работы больших клиентских служб. Привлечение средств от корпоративных клиентов обходится значительно дешевле. Вторая причина — население плохо информировано о возможностях НПФ. Поэтому спрос на услуги негосударственного пенсионного фонда не такой уж высокий. Проведение разъяснительной кампании в масштабах страны стоит очень дорого, и ни один НПФ сейчас это не потянет.

ВИТАЛИЙ ПЛОТНИКОВ, президент Первого национального пенсионного фонда:

— Для развития розничной сети требуется привлечение значительного количества ресурсов, особенно финансовых и людских. Необходимо создать специальную структуру, которая будет заниматься этим направлением (агентскую сеть, систему филиалов и представительств и т. п.). При этом велик риск неокупаемости либо очень большого срока окупаемости инвестиций, вложенных в такой проект. Это является одной из главных причин, по которым акцент делается на привлечении корпоративных клиентов. Вторая причина, по которой Первый негосударственный пенсионный фонд не выделяет направление по работе с физическими лицами в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, — наша убежденность в том, что российские граждане не готовы к восприятию подобной услуги. Это зависит и от менталитета, и от молодости рынка услуг НПФ в России и во многом определяется европейским опытом, где физические лица выступают самостоятельными клиентами негосударственного пенсионного фонда (а не участниками корпоративных программ) только при условии занятия частной профессиональной деятельностью, например врачи, шеф-повара и т. д.

Журнал «Финанс.» № 10 (147) 13-19 марта 2006 — Главная тема

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.