Владислав Стрельцов: «Маленькими шагами мы пытаемся внедрить устоявшиеся в мире требования»

— Владислав Юрьевич, вскоре вступает в силу новое Положение «О порядке лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг». Скажите, в чем суть документа, на достижение каких целей он направлен?

— Одна из важных текущих задач для ФСФР-введение норм пруденциального надзора на финансовом рынке, приведение этих норм в соответствующий порядок. Но в первую очередь было необходимо привести в порядок сами лицензионные требования к профучастникам. Для чего? Чтобы впоследствии эти требования выполнялись и обеспечивались уже в системе пруденциальных норм. Документы находились в несколько разрозненном состоянии, мы решили для начала их систематизировать. В новом Положении и лицензионные требования, и требования к представлению документов имеют уже упорядоченный вид.

Первое, что мы сделали,-ввели меры по повышению прозрачности участников рынка и предотвращению появления фирм-однодневок. В новом Положении появилось требование о предоставлении бизнес-плана. Усилены требования непосредственно к руководству и менеджменту профучастников и четче прописаны условия получения лицензии, введен единый порядок рассмотрения документов соискателя.

— О подготовке проекта нового Положения ФСФР сообщила в конце прошлого года, одновременно предложив заинтересованным организациям принять участие в обсуждении документа. Изменился ли текст после его утверждения службой? Были ли учтены предложения профучастников и в чем они состоят?

— Предложений было много, обсуждение документа с участниками рынка шло довольно активно. В том числе и с саморегулируемыми организациями, особенно с НАУФОР. Технические моменты, естественно, были согласованы и учтены. Конечно, не все участники рынка поддержали ужесточение требований и особенно к региональным организациям. Здесь какая логика? Меньше возможностей работы с клиентами, меньше клиентов, соответственно должно быть и меньше лицензионных требований. В этом вопросе мы постепенно будем двигаться вперед, искать возможности для того, чтобы действительно выдвигать меньше требований именно к региональным и маленьким брокерам. Сейчас для них таких упрощенных норм нет, но мы будем идти в данном направлении.

— Новый документ устанавливает ряд ограничительных требований, которых не было в старом Положении. Чем это вызвано?

— На самом деле мы выдвигаем более понятную и четкую для финансовых рынков модель, и нормы ужесточаются именно к руководителям организаций. Это даже не ужесточение, а акцент на ответственности, которую несут руководители. Мы четко прописываем условия их допуска к руководству организацией на рынке ценных бумаг. Это идет в рамках общемировой практики. Ведь сфера финансов очень зависит от деятельности и поведения конкретных людей, поэтому для руководителя отсутствие негативного опыта работы, его репутация на рынке, конечно, очень важны. Именно поэтому в новом документе больше требований предъявляется именно к руководителю. Хотя в сравнении с западными аналогами они минимальные. Невозможно сделать сразу все. Но как минимум надо двигаться в нужном направлении, и именно путем лицензирования и аттестации мы будем тщательно отбирать и допускать людей для работы на финансовом рынке.

С точки зрения новых требований к организациям-они понятны, обоснованы и выполнимы. Хотя некоторые из них воспринимаются профучастниками неоднозначно. Вот, например, требование о предоставлении бизнес-плана. На этот счет есть разные точки зрения. Здесь политика такая-регулятор должен знать, кто работает на рынке. Бизнес-план-один из способов получения информации, зачем приходит на рынок та или иная организация, какие задачи она ставит перед собой. И эти задачи не должны быть какими-то секретными. Для нашего рынка это новые вещи, поэтому они не могут сразу легко прижиться. С точки зрения общемировой практики это не ново. Главное, что должен сделать регулятор,-прописать, чтобы эти нормы не могли стать инструментом давления на лицензируемую организацию. А в целом, скажем так, маленькими, небольшими шагами мы пытаемся внедрить устоявшиеся в мире требования.

— По новому Положению срок рассмотрения решения о лицензировании не будет зависеть от наличия ходатайства СРО. Тем не менее наличие такого ходатайства означает, что проверка документов у компании уже проведена специалистами. Оговорены новые механизмы взаимодействия с СРО либо данные организации фактически исключаются из процесса подготовки профучастников к получению лицензий?

— Это исключительно юридический вопрос, с формальной точки зрения в соответствии с законом мы не можем оставить старую норму. Но на самом деле помощь саморегулируемых организаций важна. Они хорошо знают процедуру подготовки документов, проверки лицензиатов и могут брать на себя функции проверки многих документов и отчетов. Мы продолжим работать совместно с СРО, меньшие сроки можно будет установить в режиме внутреннего регламента. Документы, которые уже прошли проверку в СРО, не требуют повторного просмотра с такой же тщательностью.

— В середине февраля стало известно, что ФСФР готовит на регистрацию в Минюст новое Положение об аттестации специалистов на рынке ценных бумаг. Хотелось бы узнать подробности.

— Да, действительно, это близкие документы. Сейчас текст Положения об аттестации находится на согласовании в ЦБ.

— По ожиданиям участников рынка, новации должны искоренить «систему завуалированного взяточничества» при подготовке к аттестации. Что можно сказать по этому поводу?

— Для подготовленного человека не проблема сдать экзамен. Взятки порождаются стремлением получить аттестат, не зная материала. Сейчас люди не чувствуют значимости аттестата. Мы же хотим, чтобы его получение стало престижным. Нужна правильная система образования. Люди, которые приходят на рынок, в основном молодые, амбициозные. Если мы повысим профессиональную значимость аттестата и аттестации, они захотят получить знания и будут учиться. Другой вопрос-кто их должен образовывать. Федеральная служба не может и не должна быть специализированным институтом по профессиональному обучению. Мы можем лишь участвовать в разработке вопросов, которые отражают требования рынка. Само обучение должно проводиться специализированными институтами, имеющими устойчивое положение и репутацию на рынке данных услуг.

Сейчас аттестат-это не элитный, а скорее массовый документ, соответственно и интерес к нему не очень большой. Мы пытались поменять логику аттестации. На наш взгляд, нет необходимости проводить аттестацию людей, которые не участвуют напрямую в операциях на рынке. Поэтому мы минимизируем количество людей, наличие аттестата у которых должно быть обязательным, оставляя руководителя, контролера и тех сотрудников, которые работают на рынке от лица организации. Это отказ от действовавшего ранее принципа массовости. Когда аттестат есть практически у всех, интерес к нему угасает. Если он будет только у определенных людей, которые принимают решения, наверное, он будет иметь большее значение. На этом пути, который мы предлагаем, может измениться сама система психологического отношения к аттестату.

— По словам Олега Вьюгина, «практически любая организация, которая примет программу ведомства, сможет обучать и принимать экзамены, если будет соответствовать техническим требованиям ФСФР». Что понимается под техническими требованиями?

— Это как раз то, о чем я сказал. Мы должны разработать соответствующие критерии, возможно, пригласить компании, которые могут это сделать, провести среди них конкурс. И потом использовать эти критерии для отбора учебных организаций, которые хотят обучать на нашем рынке.

Журнал «Финанс.» № 15 (105) 18-24 апреля 2005 — Финансовые рынки
Беседовала ЭЛЬЗА БИКЧУРИНА

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.