Кандидаты в коллекцию. Вопреки распространенному мнению, на алкогольные аукционы попадают не только очень старые напитки, но и вполне современные, даже молодые. Много, например, вин 80-х годов прошлого века. Но если по возрасту спиртного никаких ограничений нет, то к качеству подход очень серьезный — предметом торга могут оказаться только лучшие напитки, которые невозможно приобрести нигде больше.
В Европе это лучшие классические напитки — в основном французские великие вина лучших урожаев: бордоские (Cha teau Latour, Cha teau Margaux, Cha teau Mouton-Rothschild, Cha teau Haut-Brion, Saint Emilion, Cha teau d’Yquem) и бургундские (Romane
e-Conti, Gevrey-Chambertin, Clos de Vougeot, Nuits-Saint-Georges, Puligny-Montrachet), а также знаменитые коньяки и арманьяки. В США они тоже частые гости, но к ним прибавляются еще культовые калифорнийские вина, в основном из долины Напа (Araujo, Bryant Family, Colgin Estate, Dalla Valle, Grace Family, Harlan Estate, Screaming Eagle, Shafer), а также напитки из лимитированных серий. Например, одним из самых дорогих лотов шампанского является Louis Roederer Cristal 1990 — его продали за $14,7 тыс. Столь высокая стоимость объясняется тем, что к празднованию миллениума было выпущено всего 2 тыс. таких бутылок. Справедливости ради нужно отметить, что вместила она в себя ровно 6 литров отличного игристого вина.
Коробку вина (шесть бутылок) Latour a Pomerol (регион Бордо) 1961 года приобрели за $32,5 тыс. на прошлогоднем лондонском аукционе Sotheby’s. А на Christie’s прошедшим летом топ-лотом стало вино La Ta che 1962 года, проданное за $76 тыс. Чуть дешевле обошлась неизвестному коллекционеру бутылка Cha teau Cheval-Blanc урожая 1947 года — $70,5 тыс.
Еще один вид алкоголя аукционного уровня — спиртное из коллекций знаменитостей. Так в 2005 году через французский аукцион Drouot семья бывшего президента Франции Франсуа Миттерана продала его коллекцию, состоящую из вин, коньяков, арманьяков и даже редких русских водок, за $18 тыс. Самым дорогим лотом стала бутылка с арманьяком емкостью 1,6 литра, наполненная специально для Франсуа Миттерана в 1982 году: она ушла за $1,8 тыс., что в 26,5 раза превысило эстимейт (начальную цену).
«В коллекции какого-нибудь известного человека могут быть сплошь великие бургундские и бордоские вина, которых не так уж мало на различных аукционах. Но цена их скорее всего будет превышать стоимость аналогов — такова доплата за имя владельца, — говорит сомелье Григорий Майданник. — Однако подобные ходы не всегда срабатывают, причем никогда нельзя заранее сказать, насколько успешными будут торги. Примером тому может служить провал, случившийся на аукционе Sotheby’s при продаже массандровских вин из личной коллекции последнего российского императора Николая II. Несмотря на весьма скромные эстимейты, большая часть коллекции (60%) не была распродана.
Составляющие цены. Определить предварительную стоимость бутылки со спиртным довольно просто. На классические напитки цены известны: работает, во-первых, правило прецедента (один раз продали вино дорого, потом оно дешевле уже не будет выставляться), во-вторых, существует ряд наиболее высоко оцениваемых брэндов, например Cha teau Petrus, которые всегда стоят дорого, являясь топ-лотами торгов.
На цене в сторону повышения также сказывается удачный урожай, из которого сделан напиток. Причем для каждого региона свои миллезимы (лучшие годы), а в каждом отдельном хозяйстве — собственные тонкости выбора вин: ведь даже из очень хорошего урожая по множеству причин может получиться средний по вкусовым качествам напиток. Не последнюю роль играет также мода. В последние годы, например, на крупных мировых торгах появляются довольно дорогие вина из Португалии и Аргентины, которые не считаются классическими производителями вин, как, например, Франция, Италия и Германия.
Риски. «Продажа на крупных торгах некачественных испорченных напитков практически исключена. Связано это в первую очередь с очень серьезными проверками, которые проводят специалисты аукционного дома, прежде чем взять ту или иную коллекцию, — комментирует руководитель отдела коллекционных вин «Гелоса» Андрей Зимин. — Кроме того, в мире алкогольных напитков все чрезвычайно высоко ценят собственную репутацию, поэтому поставщики сами не рискнут выставить на торги спиртное, в качестве которого они сомневаются». Тем не менее редкие случаи неудачных покупок на аукционах бывают. Однако компенсации ждать не стоит: вино страхуется при перевозке, остальные риски никак не оплачиваются — окисленный напиток или спиртное со стойким запахом пробки вам придется вылить, согласившись с тем, что таковы правила рынка.
Бизнес не для России. Красивое и благородное инвестиционное средство — вино, бренди или портвейн способно принести своему владельцу до 100% годовых. Но в России условий для этого нет: отсутствует вторичный рынок, а потому не развиваются аукционы, постоянные торги не проводятся. «Кроме того, — добавляет директор по импорту и маркетингу компании «Симпл» Александр Хатиашвили, — в России недостаточно развита культура пития, не сформирован еще класс истинных ценителей лучших напитков, способных собрать достойную коллекцию. Немаловажно и то, что у нас очень высокие наценки на спиртные напитки — проводить аукционы и собирать инвестиционные коллекции по всем этим причинам сегодня невыгодно».
У тех, кто желает инвестировать в спиртные напитки, например в вино, есть единственный выход: обратиться к агенту за рубежом, который будет покупать нужный алкоголь, хранить его в собственном или арендованном погребе, отслеживать динамику цен на рынке и вовремя продавать часть коллекции. Такое доверительное управление, как уверяют специалисты, приносит от 15 до 45% годовых и может оказаться довольно выгодным бизнесом.
Журнал «Финанс.» № 16 (153) 24 апреля — 7 мая 2006 — Алкоголь
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.