Новороссийское морское пароходство («Новошип») – вторая по величине после «Совкомфлота» танкерная компания в России и десятая – в мире. Специализируется на перевозках нефти и нефтепродуктов в широком диапазоне грузовых партий. Всего Новороссийское пароходство объединяет 61 судно суммарным дедвейтом 3,8 млн тонн. Несмотря на то что большая часть (50) судов работает под иностранным флагом, российский рынок приоритетен для пароходства. «Делать упор на развитие фрахта на экспортно-импортном рынке России логично, особенно в сфере перевозок нефти и нефтепродуктов», – оценивает политику менеджмента компании аналитик «Тройки Диалог» Анастасия Вечирко.
Контрольный пакет акций «Новошипа» (50,3% уставного капитала) находится в руках государства. По словам аналитика «Антанты Капитал» Юлии Кнунянц, его присутствие в составе акционеров делает акции «Новошипа» более защищенными и привлекательными. Отчасти подтверждает такую точку зрения то, что «Новошип» обеспечит морскую составляющую оперирования проекта нефтепровода «Новороссийск – Бургас – Александропулос».
Молодеющий флот. В августе 2006 года совет директоров «Новошипа» утвердил агрессивную стратегию развития до 2010 года, предполагающую рост капитализации не менее чем в два раза. «За счет покупки зарубежных активов и строительства новых танкеров «Новошип» вполне в состоянии сделать это, – говорит начальник отдела анализа предприятий и отраслей Промсвязьбанка Оксана Максимович. – Такие перспективы делают бумагу интересной для долгосрочных инвестиций». Исходя из консенсус-прогноза аналитиков капитализация «Новошипа» может увеличиться на 63%.
На базе стратегии развития менеджмент компании разработал программу обновления флота до 2010 года. Она предполагает увеличение суммарного дедвейта до 5,5 млн тонн и его диверсификацию за счет новых перспективных рыночных ниш. Пароходство активно реализует принятую программу. В сентябре 2006 года компания подписала контракты с китайской судостроительной верфью Jiangsu Rongsheng Heavy Industries Group и корейской Hyundai Heavy Industries. Первый контракт предусматривает поставку серии танкеров класса «Суэцмакс» дедвейтом 156 тыс. тонн каждый, второй – четырех танкеров-продуктовозов класса «Афрамакс» (дедвейтом 80–120 тыс. тонн каждый). Оба контракта будут завершены в 2009 году.
На протяжении 2000–2005 годов общее количество судов «Новошипа» снизилось с 70 до 53 штук. Благодаря этому средний возраст флота уменьшился с 13,5 до 11,6 лет. А в течение 2006 года, после приобретения новых судов, средний возраст флота «Новошипа» снизился до 10,2 лет, что почти на два года ниже среднего возраста мирового флота.
Поступательный рост. Выручка «Новошипа» в 2005 году составила $432,7 млн, что на 3,2% превысило показатель предыдущего года ($419,4 млн). Операционная прибыль снизилась по сравнению с 2004 годом на 11% и составила $171,4 млн, операционная рентабельность составила 40% (–6%). Однако чистая прибыль увеличилась на 40% до $244,6 млн. Это связано с получением $124 млн от продажи 12 устаревших судов. Позитивное влияние на уровень доходов «Новошипа» оказало увеличение на 10% среднего размера тайм-чартерных ставок (оплата нефтяной компанией времени, которое работает танкер). Поддержку оказал и спрос на навалочные перевозки со стороны металлургов, увеличивших отгрузки продукции на 4–5% (по данным Международного института железа и стали).
Агрессивная стратегия развития «Новошипа» предполагает активное использование заемных средств. Норматив, установленный банками-кредиторами «Новошипа» по показателю финансовой зависимости, составляет 70%. По итогам 2004 и 2005 годов коэффициент финансовой зависимости пароходства составил 41% и 40% соответственно. Притом по итогам первого полугодия 2006 года этот показатель составил 36% против 39% в первом полугодии 2004 года. Все это говорит, с одной стороны, о способности привлекать дополнительные средства. А с другой – о стремлении менеджмента компании не злоупотреблять займами.
По итогам девяти месяцев 2006 года «Новошип» получил выручку в размере $412,6 млн, что лишь на 5% ниже результата всего 2005 года. Чистая прибыль составила $140,2 млн. Без учета прибыли от реализации флота прошлого года это на 16% выше чистой прибыли за весь 2005 год. «По сравнению с аналогами из развитых и развивающихся стран текущая рыночная стоимость обыкновенных акций «Новошипа» выглядит сильно заниженной», – говорит Кирилл Таченников из БД «Открытие», дающий самую высокую рекомендацию по акциям «Новошипа» ($3,2 с потенциалом роста 100%). «Относительно зарубежных аналогов, таких как Havila Shipping, OMI Corporation и China Shipping Development, »Новошип» недооценен на 46%», – уточняет старший аналитик «Совлинка» Николай Саперов.
Регулярные дивиденды. Своего пикового значения ($2,2) обыкновенные акции «Новошипа» достигли в августе 2005 года. С начала 2006 года они подешевели с $1,74 до $1,6 (котировки на 13.11.06). За это же время индекс РТС вырос на 51% – с 1128 до 1704 пунктов во многом благодаря бумагам тех самых нефтяных компаний, перевозкой продукции которых занимается «Новошип». Рост стоимости акций тормозит довольно низкий free-float – около 4%. Хотя аналитики отмечают, что он вовсе не мал для бумаги из второго эшелона.
Помимо агрессивной стратегии развити в числе драйверов роста акций «Новошипа» аналитики отмечают возможное слияние с «Совкомфлотом». В августе 2006 года компании на паритетных началах приобрели ведущую испанскую танкерную компанию Marpetrol, а в июле осуществили совместное страхование своих танкерных флотов, сэкономив на этом $1 млн. На первоначальном этапе госпакет акций «Новошипа» может быть передан «Совкомфлоту». В дальнейшем на этапе слияния двух компаний для миноритариев «Новошипа» может возникнуть риск несправедливого коэффициента конвертации, отмечаемый всеми собеседниками «Ф.». В краткосрочной перспективе росту акций пароходства может способствовать рост мировых фрахтовых ставок.
Большинство экспертов не считают дивиденды привлекательной стороной бумаг «Новошипа». По итогам 2005 года было выплачено 50 копеек на одну обыкновенную акцию, дивидендная доходность составила всего 1%. «Видимо, такая ситуация не изменится в ближайшее время», – замечает Юлия Кнунянц. «Зато «Новошип» регулярно выплачивает дивиденды, – говорит Анастасия Вечирко. – Не все российские танкерные компании могут этим похвастаться».
Портрет эмитентаКомпания:ОАО «Новороссийское морское пароходство»Специализация: транспортОсновные акционеры: Росимущество – 50,3%, Intrigue Shipping (Либерия) – 17,4%Генеральный директор: Сергей Терехин Площадка: RTS BoardКапитализация на 13.11.2006: $735,4 млнКоличество акций: 501,1 млн (из них 125,3 млн привилегированных)Выручка:$432,7 млн Чистая прибыль:$244,6 млн
Финансовые данные по МСФО за 2005 год
Рекомендации аналитиков
Инвестиционная компания/банк
Аналитик
Целевая цена, $
Потенциал роста, %
Рекомендация
Алор
Евгений Мошонкин
2,0
25
Покупать
Совлинк
Николай Саперов
2,3
44
Покупать
Промсвязьбанк
Оксана Максимович
2,4
50
Покупать
Брокеркредитсервис
Ростислав Мусиенко
2,5
56
Покупать
Тройка Диалог
Анастасия Вечирко
2,5
56
Покупать
Антанта Капитал
Юлия Кнунянц
3,1
94
Покупать
БД Открытие
Кирилл Таченников
3,2
100
Покупать
Консенсус-прогноз
2,6
63
Текущая цена
1,6
Журнал «Финанс.» №45 (182) 20-26 ноября, 2006 — Акции
Леонид Хомерики
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.