Китайский синдром

При внешней непохожести эти события имеют много общего. В обоих случаях речь идет о влиянии государства на экономику. Причем с довольно непонятными даже среднесрочными перспективами.

Политическая непрозрачность. Недавнее решение Китая о начале новой валютной политики еще раз показало, что даже российским властям при всей их склонности к конспирации, а также к таинственности и непредсказуемости принимаемых решений есть у кого поучиться. В течение нескольких дней весь мир гадал, что же все-таки кроется за непонятным механизмом привязки юаня к корзине валют абсолютно секретной структуры? Более значительная девальвация? На какой процент? Как быстро?

Но дело даже не в этих совершенно оправданных вопросах, а в том, что оборотной стороной закрытости принимаемых экономических решений является обесценение значимости заявлений отдельных представителей власти. Так, недавнее заявление Народного банка Китая о том, что ослабления курса юаня в ближайшем будущем не будет, не повлияло практически ни на что. Валютный рынок как ставил, так и ставит на дальнейшее обесценение китайской валюты еще на 6,5%. Просто более важной информацией для спекулянтов оказались данные о замещении китайскими гражданами внутренних долларовых депозитов вкладами в национальной валюте, а также о притоке нелегально вывезенных долларовых активов с целью конвертации и размещения в китайских банках.

Ситуация с прозрачностью экономических решений в России в какой-то степени напоминает китайскую. В течение всего года различные крылья российского правительства предлагали всевозможные решения по ускорению темпов роста отечественной экономики от самых либеральных до, мягко говоря, избыточно государственнических. В итоге рынок перестал всерьез прислушиваться к риторике властей и предпочел смотреть на факты. Сначала в рамках дела и Михаила Ходорковского, а затем — активной политики по привлечению иностранных инвесторов.

Турбины роста. На первый взгляд статистические данные о 6,9% промышленного роста в июне на фоне резкого увеличения прямых иностранных инвестиций ($3,9 млрд только за второй квартал) свидетельствуют, что положительная тенденция, вызванная притоком западного капитала, постепенно берет верх. Однако не все так просто.

Рассмотрим, например, отраслевую структуру происшедшего ускорения. Формальным лидером по темпам наращивания выпуска стала обрабатывающая промышленность. По данным Росстата, за июнь прирост составил здесь 10,9%, за первое полугодие — 5,6%. Для сравнения: в добывающей промышленности июньский показатель роста не превысил 0,1%, полугодовой — 1,4%.

Но за счет чего конкретно росла обрабатывающая промышленность? Ведь выпуск грузовых автомобилей за первое полугодие упал на 7,1%, легковых автомобилей — на 6,5, металлорежущих станков — на 5,5, вычислительной техники — на 5,0, тканей — на 4,2, синтетических смол и пластмасс — на 3,9, прокатного оборудования — на 0,5%.

Оказывается, что максимальный прирост продемонстрировало производство гидравлических турбин (рост за полугодие в 2,7 раза), генераторов к паровым, газовым и гидравлическим турбинам (рост в 4,3 раза), выпуск электровозов (увеличение в 2,0 раза). А значит, если бы не производство продукции для полугосударственного РАО и государственного ОАО , темпы экономического роста в России были бы значительно скромнее.

Заметим также и то, что именно в сфере экспорта оборудования для электростанций отечественное правительство характеризуется максимальной щедростью. В период с 2000 по 2005 год Россия предоставила иностранным государствам кредитов на $2,1 млрд, значительная часть из которых пошла именно на закупку российского энергетического оборудования. Кстати, на 2006 год объем финансирования этих программ из госбюджета запланирован на уровне $673 млн.

Бюджетная накачка. Не менее показательна и структура факторов нынешнего роста. Важнейшим элементом, поддерживающим динамику экономического развития в стране в последнее время, стали потребительские расходы. По предварительной оценке, за девять месяцев 2005 года прирост располагаемых доходов населения в реальном выражении составит 9,1%. При этом оборот розничной торговли вырастет более чем на 11,9%.

Причем роль рыночных факторов здесь тоже довольно скромная. По данным Центра развития, увеличение бюджетных расходов на заработные платы, рост пенсий и выплаты компенсаций льготным категориям населения обеспечили свыше 38% от общего повышения благосостояния россиян в этом году. Для сравнения: вклад бизнеса оценивается максимум в 31%. Причем государство косвенно повлияло даже на этот показатель — через рост оплаты труда в государственных монополиях. Например, в заработные платы с начала года выросли на четверть.

Денежная политика. От фискальных властей не отстают и монетарные власти. На протяжении всего года главной обеспокоенностью Центрального банка являлась высокая инфляция. Чтобы хотя бы как-то удержать рост цен на уровне ему пришлось пойти на существенное укрепление реального курса рубля и резкое сжатие темпов роста денежной массы. В итоге национальная валюта в реальном выражении за первые шесть месяцев 2005 года подорожала на 8,5%, а денежная масса увеличилась за январь-май всего на 7,5%.

В июне события стали развиваться по совершенно иному сценарию. Только за этот месяц денежное предложение увеличилось на 5,1% — на 238,8 млрд рублей (агрегат М2). Как результат, удалось отодвинуть не только уже маячивший на горизонте кризис банковской ликвидности, но и существенно улучшить динамику кредитования экономики. И не случайно, что если общий прирост инвестиций в основной капитал за первое полугодие составил 9,4%, то июньский показатель превысил 11,1%.

Неясное будущее. Таким образом, экономические власти явно приложили свою руку к летнему оживлению экономики. Как со стороны инвестиций государственных компаний и индексации доходов бюджетной сферы, так и со стороны монетарных условий развития национального хозяйства. Проблема лишь в том, что все эти мероприятия в какой-то степени напоминают действия ремонтной команды, которая пока латает дыры, оставленные ею же раньше.

Общей программы действий никто не видел, и даже нынешние мероприятия не сопровождаются никаким особым информационным сопровождением. А значит, ничто не гарантирует, что осеннее усиление инфляции в ответ на рост денежной ликвидности, индексацию пенсий и рост тарифов активно инвестирующих монополистов, не обернется перпендикулярными по своей направленности правительственными мероприятиями всего через несколько месяцев. То есть еще до момента, когда от спячки проснется не только государственная и полугосударственная, но и остальная, рыночная, экономика. И это не может не волновать.

Прогнозы и оценки. Впрочем, пока отечественное производство плавно набирает обороты. По предварительной оценке, выпуск промышленности за семь месяцев 2005 года вырастет на 4,0%, за январь-сентябрь он увеличится, по прогнозам, уже на 4,4%. Инвестиции повысятся соответственно на 9,4% и 9,7%. Как и прежде, лидером по динамике наращивания производства будет машиностроение. За девять месяцев оно прибавит 12,0% при среднем показателе роста в обрабатывающей промышленности — 6,4%.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ, % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА

2004

2005

январь-июнь

январь-сентябрь (прогноз)

Выпуск продукции и услуг в базовых отраслях экономики

106,6

104,9

104,9

Индекс промышленного производства

107,3

104,0

104,4

Продукция сельского хозяйства

101,6

100,2

100,6

Грузооборот транспорта

106,3

102,8

102,7

Инвестиции в основной капитал

110,9

109,4

109,7

Оборот розничной торговли

112,1

111,3

111,9

Индекс потребительских цен

111,7

108,0

109,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения

108,2

108,3

109,1

Экспорт товаров

135,0

140,7

138,7

Импорт товаров

126,6

127,4

126,6

ДИНАМИКА ПРОИЗВОДСТВА, % К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ПЕРИОДУ ПРЕДЫДУЩЕГО ГОДА

2004

2005

Виды деятельности

январь-июнь

январь-сентябрь (прогноз)

Добыча полезных ископаемых

106,5

101,4

101,1

Обрабатывающие производства

109,2

105,6

106,4

В том числе:

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

103,0

104,2

103,5

текстильное и швейное производство

93,6

96,5

97,3

обработка древесины и производство изделий из дерева

103,0

107,5

106,3

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

103,9

103,4

103,8

производство кокса и нефтепродуктов

102,2

105,0

105,0

химическое производство

104,6

102,3

101,8

производство резиновых и пластмассовых изделий

100,4

97,0

99,0

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

106,1

103,3

102,5

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

102,7

101,9

101,8

производство машин и оборудования

119,5

111,5

112,0

производство транспортных средств и оборудования

111,7

104,1

104,4

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

100,1

101,8

101,6

Промышленность в целом

107,3

104,0

104,4

Источники: Росстат, ИЭ РАНl

Авторы — сотрудники Института экономики РАН

Журнал «Финанс.» №28 (118) 8-14 августа 2005 — Государство

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.