На конференции по модернизации экономики России глава Центробанка неожиданно сделал предложение, которое уместно было бы услышать от председателя правительства или, скажем, от министра финансов. Сергей Игнатьев предложил повысить предельную ставку экспортной пошлины на нефть с 40 до 60%.
Напомним, что закон «О таможенном тарифе» устанавливает предельные ставки пошлины на вывоз нефти в зависимости от цены российской нефти марки Urals на средиземноморском и роттердамском рынках. Если эта цена меньше $15 за баррель, пошлина равна нулю. При ценах между $15 и $25 за баррель нефтяники должны платить в бюджет не более 35% от разницы между ценой и $15. Если же цена на Urals превышает $25, вступает в действие новая максимальная пошлина. Она равна $25,53 за тонну плюс 40% от превышения рыночной цены уровня в $25 за баррель. Вот именно эту ставку до 60% предложил увеличить г-н Игнатьев.
Недавние споры о том, нужно ли изымать избыточные нефтедоллары, казалось бы, пришли к своему логичному завершению. Все, кроме, пожалуй, самих нефтяников, считают, что изымать их нужно, однако делать это надо вовремя — когда цены на нефть действительно высоки. Фантастические финансовые показатели нефтяников на фоне рекордных нефтяных цен говорят о том, что вовремя сверхприбыль правительство не изымает. Каждая из «большой пятерки» нефтяных компаний в прошлом году получила более $1 млрд чистой прибыли, а наиболее удачливый игрок отрасли — «ЮКОС» — при росте добычи на 19% может объявить о чистой прибыли в размере почти $3,5 млрд. Всего в России было добыто 379,6 млн тонн нефти — сразу на 9% больше, чем годом раньше. Отличной конъюнктура была и в первые два с половиной месяца этого года — вплоть до начала военной операции в Ираке.
Вот когда надо было изымать сверхдоходы у нефтяников. А теперь может оказаться поздно. В недавнем интервью журналу «Финанс.» глава «ЮКОСа» Михаил Ходорковский сказал, что после окончания военной операции в Ираке цена на нефть может упасть до $16 и восстановиться до приемлемой отметки в $18 лишь к началу 2006 года. И тогда нефтяники посмеются над последними предложениями Сергея Игнатьева.
Пока же смеется только рынок. Цена на наличную Urals упала ниже $25, то есть до уровня, когда фискальная новация г-на Игнатьева, будучи еще не воплощенной, уже потеряла всякий смысл. А летние фьючерсы на Urals на бирже «Санкт-Петербург» котируются уже ниже $24.
В общем, как и высокие пошлины (которых не будет), так и дешевая нефть (которая может стать таковой) отвечают интересам Сергея Игнатьева по сдерживанию инфляции. И председатель ЦБ, и премьер-министр Михаил Касьянов выражают уверенность в том, что им удастся удержать инфляцию в пределах 12%. Именно такая цифра написана в бюджете, именно такую цифру на плановый год озвучил президент Владимир Путин. Так что, несмотря на 5-процентный рост цен по итогам первого квартала, инфляция не выйдет за рамки 12%. А если и выйдет, то узнают об этом не все и уж точно не избиратели прямо перед выборами. Избиратели по ТВ увидят красивую цифру 12% — ровно по проценту в месяц, если не затруднять расчет сложными процентами.
Если всерьез, то достаточно грустно то, что правительство и ЦБ втянулись в бюрократическую игру по выполнению предвыборных обещаний президента. Субординация — это, конечно, хорошо, но ведь и об экономике надо иногда думать. Рейтинг президента, несмотря на очевидный застой в экономике, остается крайне высоким (выше бывает только в таких «демократиях», как Северная Корея или Куба). Да и лишние пару процентов инфляции абсолютно не повредят предсказуемости экономики.
Вместо того чтобы «стерилизовать» денежную массу, финансовым властям, наоборот, не мешало бы эту массу увеличить. И если у нефтяников часть сверхдоходов можно и забрать, то ряду категорий экономических субъектов явно не помешала бы прибавка. Спорной необходимость снижения инфляции считают даже в вотчине Сергея Игнатьева — ЦБ. 24 марта журнал «Финанс.» писал о логических заключениях первого зампреда Центробанка Олега Вьюгина. Экономист считает, что снижение инфляции означает, что российская экономика закрепит собственную сырьевую направленность.
Но вернемся к Сергею Игнатьеву. Любопытно, что одно из его нефтяных размышлений считается в чиновничьей среде едва ли не единственным существующим на него компроматом. В 2000 году, будучи первым замминистра финансов, г-н Игнатьев составлял сравнительную справку о платежах в бюджет нефтяных компаний. После спущенных сверху мыслей о том, что нефтяники недоплачивают в бюджет, г-н Игнатьев произвел самые простые математические вычисления.
Он посчитал, сколько компании платят налогов на так называемый приведенный объем производства (показатель, который говорит о масштабах добычи и первичной переработки), и пришел к выводу, что «некоторые нефтяные компании активно используют специальные схемы уклонения от уплаты налогов с использованием подставных фирм, зарегистрированных во внутренних и заграничных офшорных зонах, с помощью манипулирования ценами и т. д.». Мало платили в том числе «ЮКОС», ТНК, «Славнефть» и «Сибнефть». Все это, вероятно, было близко к правде, но за примитивность самого двухстолбикового подсчета, который не учитывал ни издержки нефтяников, ни другие факторы, г-на Игнатьева подняли на смех. Через три года и в новом кресле чиновник снова наступил на те же грабли.
Журнал «Финанс.» № 6 (7-13 апреля 2003) — Главное
Олег Анисимов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.