Совет труда и обороны СССР 10 июня 1930 года принял постановление о строительстве Беломорско-Балтийского канала, сокращающего водный путь между Балтийским и Белым морями почти на 4000 километров.
Ранее водная трасса пролегала в обход Скандинавского полуострова и была весьма небезопасной для плавания. К тому же из-за сложной ледовой обстановки в районе Баренцева моря сроки навигации были короче, а грузы транспортировались исключительно на судах морского класса. Особенностью Беломорканала была специфика его строительства, на котором впервые использовался труд заключенных из лагерей ОГПУ, главным образом, Соловецкого лагеря особого назначения. Всего на постройке канала участвовало свыше 280 тыс. заключенных, из которых около 100 тыс. погибли. Организацией строительства Беломорканала заведовал Генрих Ягода, ставший впоследствии главой НКВД. Для экономии средств он приказал не использовать экскаваторы, на которые первоначально была выделена валюта. Строительство шло ударными темпами и завершилось в рекордно короткие сроки – за 20 месяцев. В мае 1933 года канал был принят в эксплуатацию. Его длина составила 227 километров, он имел 19 шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб и соединял Сорокскую губу Белого моря с Повенецкой губой Онежского озера. Сегодня Беломорско-Балтийский канал – один из важнейших федеральных объектов транспортных коммуникаций на Северо-Западе России. Однако его пропускная способность ограничена почти на 40% в связи с реконструкцией, которая должна закончиться в 2008 году.
Журнал «Финанс.» №21 (207) 4 июня – 10 июня 2007 — Что было
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.