Модные «японцы». Ближайшие годы будут важным этапом в развитии технологий, альтернативных привычным двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Одна из главных интриг состоит в том, насколько успешными будут новинки. Во-первых, крупнейшие автомобилестроительные компании попытаются бросить вызов Toyota и Honda — лидерам рынка гибридных автомобилей, сочетающих ДВС и электромотор. Во-вторых, сами японцы тоже не сидят без дела, готовя к выпуску новые модели.
Если электрокарам в чистом виде пока не посчастливилось «разбавить» поток обычных машин на трассах, то у гибридов шансов на успех больше. Показатели загрязнения воздуха у них в разы ниже, чем у большинства схожих моделей, оснащенных только ДВС. Однако повышенный интерес мирового автопрома к «зеленым» машинам вызван скорее не заботой об экологии, а неожиданным триумфом модели Prius компании Toyota. На нее приходится более 60% суммарных продаж гибридов на крупнейшем рынке — США. В прошлом году американцы купили почти 54 тыс. машин Prius, а за первое полугодие 2005-го почти столько же — 53,3 тыс. Всего в этом году Toyota планирует выпустить 180 тыс. машин этой марки, из которых около 100 тыс. будет отправлено в Америку и 20 тыс. — в Европу. Популярность Prius столь высока, что желающим его купить в США приходится ждать до трех месяцев, притом что стоит машина недешево — $21,5 тыс. в самой простой комплектации. Ажиотаж объясняется не только рекордным подорожанием топлива, но и модой. Авто приглянулось многим звездам Голливуда, в том числе Леонардо Ди Каприо, Кэмерон Диас, Харрисону Форду и Сюзан Сэрандон. Воодушевленное успехом руководство Toyota решило, что одну из следующих гибридных моделей — версию Camry — следует выпускать ближе к массовому потребителю, на заводе в штате Кентукки.
С большим отставанием за лидером следует Honda, занимающая около 25% рынка. Она предлагает покупателям гибридные версии седанов Civic и Accord. По сравнению с традиционными вариантами эти модели недешевы: гибридный Civic стоит в США от $20,4 тыс. — примерно на $4 тыс. дороже обычного собрата, а гибридный Accord — $30,6 тыс. — на $9 тыс. больше, чем бензиновый. Кроме того, в «экологической» линейке Honda имеется гибрид купе Insight, а в этом году компания выпустила на рынок Civic GX — автомобиль, работающий на природном газе. Эта новинка от Honda заняла первое место в рейтинге Американского совета по рациональному использованию энергии (ACEEE) — некоммерческой организации, оценивающей безопасность автомобилей для окружающей среды.
Страсти накаляются. Положить конец господству японцев пытаются американские конкуренты. Ford год назад начал продавать первый гибридный внедорожник — версию модели Escape. На внутреннем рынке машина стоит $30,2 тыс. — на $8,5 тыс. дороже традиционного аналога. Тем не менее удалось продать больше 2,5 тыс. автомобилей, захватив 3% рынка гибридов. Toyota ответила выпуском на рынок бензиново-электрической версии внедорожников Highlander и Lexus RX-400 (последний недавно появился и в салонах российских дилеров). А две недели назад Ford предложил покупателям еще одну «зеленую» новинку — внедорожник Mercury Mariner. Причем, боясь упустить клиентов, компания сделала это на целый год раньше, чем было запланировано изначально.
В течение следующих 2-3 лет в эту баталию ввяжутся General Motors с гибридной версией внедорожника Saturn VUE и седаном Chevrolet Malibu, Nissan с моделью Altima (ее будут делать с использованием технологии, купленной у Toyota) и др. Старожилы рынка тоже не будут почивать на лаврах: например, Toyota помимо Camry предложит минивэн Sienna и вариации на тему Lexus.
Внимание, газы. Гибриды — не единственная альтернатива традиционным авто. Во многих странах немалое число автомобилистов отдают предпочтение газомоторному топливу. Так, в Италии на одну метановую заправочную станцию приходится 865 машин, в Бразилии — 950, в Индии — 960. В России, несмотря на благоприятные, казалось бы, условия для перехода на природный газ, показатель пока дотянул лишь до 145 автомобилей на станцию.
Что касается «автомобиля будущего», то один из реальных кандидатов на это звание — машина, работающая на топливных ячейках. Для выработки электроэнергии в ее двигателе используется продукт химической реакции водорода и кислорода. Если применять абсолютно чистый водород, выхлоп автомобиля будет представлять собой водяной пар. Водородные концепт-кары есть у многих мировых автопроизводителей. Но до массового производства подобных моделей еще далеко: они нуждаются в усовершенствовании, а главное — в существенном удешевлении. Сейчас такая машина стоит от $100 тыс., и штучно выпускаемые модели компании предлагают в основном в лизинг. Кроме того, для вывода водородных авто «в народ» потребуется инвестировать большие деньги в развитие сети специальных заправочных станций. Впрочем, в General Motors считают, что массовое производство автомобилей на топливных ячейках может стать реальностью уже в 2010 году. Идея перехода на водород нравится администрации США, обеспокоенной растущей зависимостью страны от импорта дорожающей нефти. В Америке существует программа разработки двигателей на топливных ячейках, в которой участвуют General Motors, Ford, DaimlerChrysler, Hyundai, а также энергетические концерны ChevronTexaco, BP, Shell и инженерная фирма Ballard Power Systems.
Не обойдена вниманием эта технология и в России: два года назад «Автоваз» представил публике автомобиль «Лада Антэл 2», работающий на водородном топливе. Сейчас конструкторы компании разрабатывают следующую версию, в которой будет установлен топливный процессор для получения водорода из бензина на борту автомобиля.
Из какого сора. Разумеется, поиск новых видов горючего далек от завершения. Например, существует идея перевода автомобилей на разные виды биотоплива. Для его получения предлагается использовать органическое сырье растительного или животного происхождения. Теоретически, утверждают сторонники биотоплива, в ход может пойти что угодно: от растительного масла и пищевых отходов до помета сельскохозяйственных животных. Автомобили, способные ездить на бензине и биотопливе, уже существуют. Пример — выпускаемый компанией Ford Focus FFV, который можно заправлять биоэтанолом, синтезируемым из различных растений (сахарной свеклы, сахарного тростника и др.). В компании утверждают, что выброс углекислого газа у этой машины на 70% ниже по сравнению с бензиновым аналогом. Вариации Focus FFV особенно полюбились жителям Швеции.
Журнал «Финанс.» №26 (116) 25-31 июля 2005 — Автофинансы
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.