Режиссерский инкубатор

При слове «Литва» в голове возникает четкий традиционно штампованный ассоциативный ряд – холодное море, дюны, янтарь, баскетбол, Сабонис, сыр, борьба за независимость, антирусские настроения и смешные фамилии, заканчивающиеся обычно на «ас». Но за последнее десятилетие просвещенные россияне смогли усвоить: в маленькой и гордой прибалтийской стране – удивительная концентрация театральных режиссерских талантов на квадратный метр. Местные мастера успевают ставить в России, Европе, не забывая про родину. И спектакли, «выращенные» в своих стенах, как правило, наиболее удачны, своеобычны, органичны и смелы. Возможно, дело в языке и менталитете – и с актерами-соотечественниками воплотить в жизнь сложнометафорические замыслы можно легче и точнее.

Римас Туминас получил образование в ГИТИСе, но работать вернулся в Литву. В России его знают – он поставил в Вахтанговском театре замечательного, апокалиптического и нежного «Ревизора» с Сергеем Маковецким в роли необычно мечтательного городничего, в «Современнике» – осовремененную версию «Марии Стюарт», логично переименованную в «Играем Шиллера», с жестокой и страдающей королевой Елизаветой Марины Нееловой. Вильнюсский Малый театр сыграет на сцене «Маяковки» пять спектаклей Туминаса. «Мадагаскар», поставленный по пьесе молодого Марюса Ивашкявичюса, пристальный, противоречивый и насмешливый взгляд литовцев на самих себя, удивительное и драматическое путешествие по многострадальной истории и человеческим судьбам. Чарующий, эксцентричный, трагикомический лермонтовский «Маскарад», объездивший с гастролями чуть ли не полмира – от Мексики до Южной Кореи, интересен еще и тем, что одну из главных ролей в нем исполнил знаменитый Регимантас Адомайтис. «В ожидании Годо» абсурдиста Беккета – чрезвычайно редкий гость на московских подмостках. Эта сложная, метафизическая, несценическая пьеса, в которой вроде бы ничего не происходит, у Римаса Туминаса становится реалистичной, естественной, лиричной и легкой. И на закуску изголодавшейся по премьерам публике представят чеховские «Три сестры» и «Вишневый сад», мимо которых сегодня, пожалуй, не проходит ни один уважающий себя режиссер. Возможно, вы поймаете себя на мысли, что видите эти пьесы впервые. С 24 по 29 июля.

Журнал «Финанс.» № 28 (165) 24-30 июля 2006 – Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.