Из байконурского офшора выбивают фискальные недоимки

В декабре 1995 года Россия и Казахстан подписали межправительственное соглашение об аренде Байконура. Согласно этому документу, администрация города наделялась правом предоставлять предприятиям, зарегистрированным на Байконуре, налоговые льготы, чем и воспользовались крупные российские компании для уклонения от уплаты налогов. С 2001 года мэр Байконура начал предоставлять налоговые послабления для местных компаний. Однако байконурский офшор просуществовал недолго. Осенью 2001 года Правительство РФ своим постановлением запретило администрации Байконура предоставлять налоговые льготы и отменило действие уже выданных. Однако за это время, по словам заместителя главы МНС России Рината Досмухамедова, госбюджет недополучил несколько десятков миллиардов рублей.

Принцип самогонного аппарата

Налогосберегающая схема байконурского офшора выглядела достаточно просто. На нескольких предприятиях Байконура местная администрация создала особый налоговый режим. В частности, компании «Борт М» и «Крокус Байконур» освобождались от уплаты акцизов, а также платили 25% от налога на прибыль и 50% от налога за пользование автодорогами и налога на имущество.

Российские НПЗ, такие как Уфимский и Новоуфимский, заключили с этими компаниями агентские соглашения по аренде свободного нефтеперерабатывающего оборудования. В результате несовершенства отечественного законодательства произведенный товар (нефтепродукты) признавался собственностью байконурских компаний и подпадал под действие налоговых льгот. Однако судебные разбирательства, инициированные чиновниками МНС, доказали ничтожность таких сделок.

«Наше министерство считает, что цель заключенных договоров состояла в уклонении от уплаты налогов при переработке, хранении и транспортировке нефтепродуктов», — заявил на брифинге в минувшую среду Ринат Досмухамедов. По его мнению, нефтепереработка — единый технологический процесс. Высвободить какую-либо часть оборудования в этой производственной цепочке невозможно. В качестве наглядного примера замминистра МНС привел принцип действия самогонного аппарата: технологически в нем нет свободных, незадействованных узлов. Поэтому сдать их в аренду невозможно.

С закрытием байконурского офшора в конце 2001 года российские налоговики занялись проверкой нефтеперерабатывающих предприятий России, которые с его помощью уклонялись от налогов. В их числе — структуры «ЛУКОЙЛа», «Башнефтехима» и т. д.

Кто следующий?

Первыми «проверенными» стали три башкирских предприятия. В конце июня межрегиональная инспекция МНС России № 1 по крупнейшим налогоплательщикам РФ установила, что ОАО «Уралнефтехим», Уфимский НПЗ и Новоуфимский НПЗ за период действия агентского соглашения с байконурскими компаниями (с 1 апреля 2001 года по 1 января 2002 года) не доплатили в федеральный бюджет около 7 млрд рублей. МНС России предложило этим компаниям добровольно заплатить сумму с учетом штрафов и пеней — всего чуть более 12 млрд рублей. Получить комментарий у представителей уфимских предприятий не удалось. Примечательно, как отреагировало на эту новость башкирское телевидение. По словам Рината Досмухамедова, на одном из местных каналов прошел ролик о том, что на эти 12 млрд рублей можно было бы обеспечить трехкомнатными квартирами 215 тыс. башкирских семей. Из комментариев телеведущих выяснилось также, что МНС России лишило каждую башкирскую семью как минимум $3 тыс.

В прошлом году нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», которая также фигурировала в деле о байконурском офшоре, перечислила по претензиям МНС России около $103 млн. В очереди на проведение налоговой проверки стоит Московский НПЗ, у которого было заключено агентское соглашение с компанией «Орбитальные системы» (Байконур). Судя по итогам проверок уфимских нефтеперерабатывающих предприятий и «ЛУКОЙЛа», по окончании ревизии на Московском НПЗ у МНС есть большие шансы взыскать с завода «оптимизированные» долги.

Журнал «Финанс.» № 19 (21-27 июль 2003) — Экономика
Александр Моисеенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.