«Ценовая категория Bentley сразу определяет круг его потенциальных потребителей. Ни у нас, ни в любой другой стране эту машину не покупают на последние деньги. Зачастую она появляется в гараже своего владельца седьмой или восьмой, а где-то рядом есть еще яхта и личный самолет», — говорит гендиректор салона «Bentley — Москва» Илья Березин. Нередко и разных моделей этой марки у одного владельца бывает несколько: так, некий российский бизнесмен владеет небольшой коллекцией из девяти разных машин, разбросанных по всей Европе.
Завод в Крю предлагает множество вариантов комплектации и дизайнерского оформления — очень трудно найти две абсолютно одинаковые машины. Именно за это качество его полюбили российские миллионеры. «Товары класса люкс обязательно должны быть единственными в своем роде. Bentley заботится об этом как ни одна другая компания», — считает помощник министра экономического развития и торговли Константин Ремчуков.
Однако стоимость этих автомобилей порой кажется потенциальным покупателям завышенной. Не все готовы платить за брэнд. «Я пробовал ездить на Bentley, но никогда его не куплю. Машина не устраивает меня соотношением цены и качества. Непонятно, что в ней лучше, чем в автомобилях стоимостью до $200 тыс.», — рассуждает один из фигурантов рейтинга миллиардеров «Ф.».
Молодой бизнес. Средний возраст обладателя Bentley в Европе — 55 лет. Марка пользуется популярностью у владельцев крупных компаний, индивидуальных предпринимателей, успешных адвокатов, врачей, эстрадных знаменитостей. Это люди, у которых не один особняк, несколько автомобилей класса люкс вроде Ferrari, Aston Martin, Jaguar и Mercedes-Benz. Сегмент российских обладателей Bentley немного уже. Это топ-менеджеры и совладельцы крупных компаний и банков, предприниматели, занимающиеся собственным бизнесом, в меньшей степени — творческая и политическая элита. Но возрастные рамки сильно расширены — от первого заместителя начальника комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы Андрея Барканова, который отметит 30-летие только в этом году, до 65-летнего владельца ресторана «У Пиросмани» Торнике Копалейшвили.
Самые активные покупатели Bentley — мужчины: им принадлежит 80% автомобилей в Европе. Среди российских владельцев этих машин, по мнению специалистов, не больше 10% женщин. Но московские бизнес-леди постепенно осваивают модельный ряд Bentley. Одной из первых за руль Continental GT села владелица бутика Metropol for Dsquared2 Светлана Маниович.
Самые дорогие модели Bentley используют и как представительские авто, и как машины для торжественных выездов. Причем хозяева нередко сами управляют своими автомобилями. «Эта машина создана для водителя. Даже за рулем удлиненного Arnage RL владелец не будет выглядеть нелепо. Это не Mercedes C-класса, рулевое колесо которого находится под строгим запретом для всех, кто не хочет быть принятым за наемного водителя», — считает Илья Березин.
Континентальный взрыв. Самая популярная серия Bentley у российских потребителей — Continental. Двухдверное купе GT («Гранд Туризмо») пользуется большим спросом благодаря оригинальному оформлению кузова и салона и мотору мощностью 560 лошадиных сил. Continental GT — самый быстрый Bentley, когда-либо выезжавший на обычные дороги, он способен развить скорость до 318 километров в час. Приборная доска изготовлена из шпона ценных пород дерева, на консоли установлен хронометр известной часовой фирмы Breitling. Стоимость автомобилей серии Continental в стандартной комплектации — от $210 тыс.
Заказы на эту модель принимаются с 2003 года, а на продажу в Москве она впервые была выставлена в 2004 году. Тогда Continental GT приобрели начальник управления организаций федеральной собственности Минсельхоза Александр Зайонц, генеральный директор «Белкамнефти» Виктор Хорошавцев, предприниматели Андрей Пальчевский и Евгений Ярославский, бизнес-леди Светлана Маниович, председатель наблюдательного совета Межотраслевого промышленного банка Сергей Лобарев и председатель совета директоров компании «Битца-Инвест» Сергей Копосов.
Величественный Continental-T серии Le Mans, весящий 3 тонны, выбрал для себя Константин Ремчуков, который в прошлой Думе представлял «Союз правых сил»: «Это великолепная по дизайнерскому исполнению машина. Мне кажется, что, если бы нужно было объяснить инопланетянину, что такое земной автомобиль, следовало бы показать ему такой Bentley. Я купил его еще в 2002 году и до сих пор езжу с невероятным удовольствием».
Машина для большого человека. Автомобили серии Arnage собираются исключительно по индивидуальному заказу. Даже в салонах представлены модели, укомплектованные по желанию дилера. Клиент может выбрать предложенные цвета кузова (их в серии 40) и внутренней отделки (27 видов), а также воплотить свои собственные дизайнерские фантазии, заказав сочетания любых цветов. Внутренняя конструкция автомобиля также может быть изменена. Некий российский бизнесмен, человек очень высокий, делал заказ на изготовление сидений, рассчитанных под его рост, а другой предприниматель пожелал укомплектовать автомобиль радиаторной решеткой, разработанной специально для другой, более дорогой модели.
Автомобили серии Arnage пользуются большим спросом у российской элиты. На скоростном Turbo-R 1997 года выпуска ездит председатель совета директоров инвестиционной группы «Русские фонды» Сергей Васильев. Удлиненный представительский Arnage RL 2003 года выбрал коммерческий директор компании «Софт-Вест» Сергей Шаламов. Среди владельцев авто из этой серии замечены гендиректор «Банк-Пресс» Григорий Анисонян и заместитель генерального директора Первоуральского новотрубного завода Сергей Мори — их машины 2002 года выпуска. На автомобилях, сделанных в 2000 году, ездят бизнесмен Аркадий Гайдамак и заместитель гендиректора корпорации «Бин» Сергей Саруев.
Стоимость моделей серии Arnage — от 340 тыс. до 550 тыс. евро. Цена машины, собранной полностью по индивидуальному заказу на заводе в Крю, обычно на 30-40% выше.
Большинство ездящих по Москве Bentley произведены уже в XXI веке, но есть и более древние варианты. Самая старая машина в Москве (1958) принадлежит Андрею Барканову. Одним из первых в России владельцев Bentley стал Дмитрий Зеленин, сейчас занимающий пост губернатора Тверской области. Его автомобиль выпущен в 1993 году. В 1999 году Bentley приобрели рестораторы Торнике Копалейшвили, Аркадий Новиков и председатель совета директоров Московского речного пароходства Роман Троценко.
Однако, считают специалисты, по-настоящему эксклюзивных автомобилей в России пока только два. Один стоит в салоне — это последний непроданный экземпляр серии Azure, его стоимость свыше 500 тыс. евро. Второй принадлежит Константину Ремчукову — единственная модель Continental-T Le Mans на территории не только России, но и всей Центральной и Восточной Европы.
КОММЕНТАРИИ
КОНСТАНТИН РЕМЧУКОВ, помощник министра экономического развития и торговли:
Из множества автомобилей класса люкс я выбрал именно Bentley, потому что это самая престижная и дорогая машина. Все остальные марки доступны гораздо более широкому числу людей. И потом, этот автомобиль наделен неповторимой эстетикой, он очень благороден. За рулем я чувствую себя английским лордом — вежливо пропускаю машины, а они с удовольствием уступают дорогу мне. Continental-T — это удлиненное купе, больше Mercedes 600, очень тяжелый и массивный автомобиль. Конечно, такого рода приобретения делаются исключительно ради эффекта. Можно отлично себя чувствовать и в машине за 100 тыс.
ИЛЬЯ БЕРЕЗИН, генеральный директор салона «Bentley — Москва»:
Продажи Bentley в Москве постоянно растут, но они сдерживаются квотами. В 2003 году было выставлено 30 машин Continental GT, их раскупили за две недели. В 2004 году объем увеличили до 60, они тоже разошлись очень быстро, в этом году квоты еще расширили, но все равно за Bentley стоит очередь. Так будет еще несколько лет: завод выпускает новые модели во всех классах, спрос на «люкс» растет.
Журнал «Финанс.» № 8 (98) 28 февраля — 6 марта 2005 — Автофинансы
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.