Санитары «больных» кредитов

Активно заявлять о себе агентства по сбору долгов начали осенью 2004 года. Первопроходцами стали компании «Секвойя кредит консолидейшн» и Финансовое агентство по сбору платежей (ФАСП). В первую очередь их услуги были рассчитаны на кредитные организации, которые активно выдают ссуды частным лицам: потребительское кредитование в России — это один из самых быстрорастущих рынков, но вместе с тем увеличивается и количество проблемных займов. Отметим, что лидер «магазинного» кредитования банк «Русский стандарт» (РС) стал передавать просрочку коллекторам еще в 2001 году — для этого он создал собственное Агентство по сбору долгов, обслуживающее исключительно материнскую структуру. «Секвойя» и ФАСП в свою очередь предоставляют коллекторские услуги всем желающим, причем не только банкам, но и, к примеру, страховым компаниям.

Однако участники рынка тогда довольно холодно встретили появление подобных компаний. «Портфель проблемных активов кредиторы хранят в тайне за семью печатями. Они не привыкли афишировать невозвраты и предпочитают сами справляться с этой проблемой. Потребуется немало времени, чтобы изменить менталитет», — говорили тогда в один голос разные банкиры. Год назад председатель правления Национального банка развития Виктор Кострицын в интервью «Ф.» заявил: «Обращение к коллекторским компаниям наносит урон репутации банка, поскольку это свидетельствует о том, что кредитная работа непрофессионально выстроена». А осенью прошлого года председатель правления Росбанка Александр Попов в интервью «Ф.» отметил: «Коллекторские агентства пока ничего серьезного собой не представляют».

Но многие банкиры уже изменили свое отношение к подобным фирмам. «Работа с ними — это нормальная мировая практика, — комментирует член правления Международного московского банка (ММБ) Дмитрий Мохначев, — главный вопрос заключался в том, насколько цивилизованно они будут работать в России. Сейчас этот рынок начинает выстраиваться». По его словам, ММБ в тестовом режиме сотрудничает с «несколькими известными коллекторами» и результат пока устраивает банк. «Примерно половина проблемных кредитов, которые мы передали, были возвращены», — говорит Дмитрий Мохначев. «Как показало время, коллекторы умеют цивилизованно работать с задолженностью, — добавляет зампред банка «Союз» Екатерина Демыгина, — мы заключили договоры с тремя компаниями — «Секвойей», ФАСП и Национальным агентством по сбору платежей. Обязательное условие сотрудничества для нас заключается в том, чтобы коллекторы действовали исключительно в рамках закона. Ведь в противном случае репутация банка может сильно пострадать». Соглашения сразу с несколькими коллекторами подписываются для того, чтобы в итоге выбрать лучшего.

Сами агентства также говорят о значительно возросшем интересе к ним со стороны финансовых институтов. «Изначально к сотрудничеству были готовы только некоторые «дочки» иностранных банков, да и то относились к нам крайне настороженно, — рассказывает гендиректор «Секвойи» Елена Докучаева. — Финансовые институты опасались прежде всего за свою репутацию, за свой имидж. Но сейчас агентства уже доказали свое право на существование: в условиях постоянного роста рынка потребительского кредитования они могут существенно облегчить работу банков».

По словам Елены Докучаевой, если на начало 2005 года у ее компании были заключены договоры лишь с тремя кредитными организациями, то в начале текущего года банков-партнеров насчитывалось уже 18. При этом каждый месяц компания подписывает 2-3 новых соглашения. Гендиректор фирмы по сбору долгов «Русбизнесактив» Сергей Рахманин сообщил, что сейчас партнерами его организации являются десять финансовых институтов, тогда как год назад их было всего два. «Качество заемщиков неизбежно падает, «плохие» кредиты становятся все более тяжелой ношей для банков, которые сейчас рискуют захлебнуться в потоке невозвратов, — восклицает эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Перов, — поэтому работа коллекторов на рынке потребкредитования становится все более востребованной».

Хлебный эффект. По большому счету коллекторы используют те же методы работы с проблемными долгами, что и сами банки («Ф.» № 9, № 36, 2005). Сначала письменное уведомление, звонки домой и на работу, затем — выезд к должнику для разъяснения ситуации и юридических последствий невозврата. Наконец, последний и самый малоэффективный этап — суд и исполнительное производство.

Однако у компаний, работающих с просрочкой, есть несколько преимуществ. «Если с заемщиком связывается не банк, а коллектор, то клиент, как правило, воспринимает просьбу вернуть долг более серьезно, — комментирует Елена Докучаева. — Дело в том, что агентство — это третья сторона. И сам факт того, что финансовый институт поручил разобраться с просрочкой сторонним специалистам, оказывает сильное психологическое воздействие: значит, шутки кончились, понимает заемщик».

Но, пожалуй, главное преимущество коллекторов перед банками — узкая специализация. «Доходы агентства зависят от конкретного результата — количества возвращенных долгов, а сотрудники банка просто-напросто получают зарплату, им незачем суетиться, — говорит Сергей Рахманин, — именно поэтому коллекторы работают более эффективно». Согласна с этим мнением и Елена Докучаева: «Это наш основной бизнес, наш хлеб. Все усилия компании сконцентрированы на том, чтобы повысить эффективность работы. Мы постоянно вкладываем в технологии, IT-системы, проводим тренинги для своих сотрудников». По ее словам, многие кредитные организации работают с должниками по остаточному принципу. «Для банка возврат долгов — это побочная деятельность, — поясняет исполнительный директор Центра развития Дмитрий Лепетиков, — агентству проще выстроить эффективную схему работы — в том числе из-за больших масштабов». Ведь коллекторы имеют дело с «плохими» долгами целого списка кредитных организаций и зачастую моментально понимают, как именно нужно действовать в конкретном случае. Например, если гражданин задолжал сразу нескольким банкам, нет смысла тратить время на письма и звонки — нужно сразу начинать с более жестких процедур.

«Передача проблемной задолженности на аутсорсинг позволяет банку снизить издержки», — говорит Екатерина Демыгина. «Если взаимоотношения кредитных организаций и агентств действительно наладятся, банкам не придется содержать большой штат по работе с просрочкой, не нужно будет нанимать множество квалифицированных юристов», — добавляет Дмитрий Мохначев. «По сути дела, работа с проблемными долгами не является банковской деятельностью, — отмечает начальник управления экономической безопасности Пробизнесбанка Сергей Калачев. — На Западе финансовые институты этим не занимаются. В Америке, например, 6,5 тыс. коллекторских агентств. Наверное, мы тоже придем к тому же».

Здравый расчет. Коллектор может выступать как агент банка или же купить портфель кредитов. Последний вариант для финансового института предпочтительней. Банк не только получает деньги немедленно, но и списывает просрочку с баланса. Соответственно нет необходимости создавать дополнительные резервы на возможные потери по судам, которые ухудшают финансовый результат (именно это обстоятельство стало главной причиной, по которой «Русский стандарт» выделил свое агентство в отдельное юрлицо).

Однако подобная форма взаимодействия кредитных организаций и коллекторов пока применяется крайне редко. «В первую очередь это связано с низкой капитализацией агентств, у них попросту нет денег, чтобы покупать пулы кредитов», — говорит зампред Инвестсбербанка Максим Чернущенко. Хотя, как сообщила Елена Докучаева, ее компания считает такие сделки приоритетным направлением бизнеса. «Мы уже делали тестовые покупки, но только у тех клиентов, с которыми работали прежде, поскольку имеем представление о качестве их кредитных портфелей, — рассказывает гендиректор, — ведь приобретение проблемных займов — это большой риск для компании, и здесь нужно очень серьезно проработать все вопросы».

По словам Сергея Рахманина, очень часто банк и агентство просто-напросто не могут сойтись в цене. «Недавно один финансовый институт на полном серьезе предложил нам купить проблемный портфель за 50% от номинала. На это не пойдет ни один здравомыслящий коллектор», — рассказывает эксперт. Если обратиться к зарубежному опыту, отмечает Елена Докучаева, то, например, в Польше агентства платят за проблемные ссуды не более 10-15% от их объема, а в Америке — не более 3-5%.

Как пояснил Максим Чернущенко, с точки зрения банка продажа за 15% может оказаться выгодной. Так, сейчас приемлемый процент возврата по проблемным беззалоговым ссудам составляет 30% от их портфеля. Если коллектор не покупает пул кредитов, а работает по агентскому соглашению с финансовым институтом, то комиссия составляет 25-50% от возвращенных средств. Выходит, что банк в лучшем случае получит 22,5% от всего портфеля: 30% (возврат) — 7,5% (вознаграждение агентству) = 22,5%. Но ради немедленного получения денег и избавления от пула «плохих» займов кредитная организация вполне может пожертвовать еще 7,5% и продать портфель сразу за 15%.

Бандитский имидж. Несмотря на повышение авторитета коллекторов, передавать им проблемную задолженность сегодня готовы далеко не все финансовые институты, активно кредитующие частных лиц. Осенью прошлого года в интервью «Ф.» председатель правления Импэксбанка Павел Лысенко сообщил: «В качестве эксперимента мы передали часть просрочки одному агентству. В итоге выяснилось, что результат по объему возврата такой же, как и у наших специалистов. Однако услуги коллектора обходятся раза в три дороже».

По словам Максима Чернущенко, Инвестсбербанк также проводил подобный опыт: «Мы взяли около 10% нашего портфеля проблемных займов и разделили их между двумя компаниями по сбору долгов. Выяснилось, что одно агентство возвращает существенно меньший объем кредитов, чем наши специалисты, а вторая фирма подвергает банк репутационным рискам».

Другой участник рынка, пожелавший остаться неназванным, также сообщил, что его финансовый институт отказался от работы с коллекторами из-за угроз для своей репутации. «Мы стали получать письма из регионов с жалобами местных клиентов, — сетует банкир, — оказалось, что к ним домой приходили лица чеченской национальности бандитского вида, угрожали и требовали деньги». Причем «выбивалы» не предлагали перечислить средства в счет погашения ссуды, а хотели получить наличные. Никаких расписок они также оставлять не собирались.

Подобные ситуации, отметил собеседник, для регионов характерны: коллекторы нанимают внештатных сотрудников (далеко не всегда вменяемых) на местах и не контролируют их работу должным образом. «Наш банк присутствует в 70 регионах России и ни один коллектор пока не обладает такой филиальной сетью, — соглашается Максим Чернущенко, — поэтому мы предпочли развивать собственную службу по работе с проблемными долгами». По его словам, сегодня нет агентства, которое работало бы эффективно и вместе с тем деликатно.

Однако, как отмечает Елена Докучаева из «Секвойи», сейчас одним из приоритетных направлений ее компании как раз является создание широкой филиальной сети. При этом организация отходит от практики нанимать «внештатников», работающих по договору. К концу года компания собирается открыть 30 филиалов в разных городах России, в которых будут работать квалифицированные специалисты. «Сеть нам необходима, поскольку именно на региональное развитие сегодня делают акцент основные игроки потребительского кредитования», — добавляет Елена Докучаева.

Третьей причиной, по которой многие финансовые институты пока отказываются от работы с коллекторами, — высокие комиссии. «Тарифы обычно составляют 35-45%, — говорит заместитель директора департамента мониторинга Юниаструм-банка Елена Зарубина, — я считаю, что оптимальным вознаграждением агентству является сумма, не превышающая 5%».

i

КОЛЛЕКТОРСКОЕ АГЕНТСТВО (от англ. collection — собирание, сбор денежных средств) — компания, профессионально занимающаяся взысканием проблемных задолженностей.

Помогла игромания

Многим проблемным должникам свойственна тяга к игровым автоматам. Не так давно, рассказывает Сергей Рахманин, в одном из игорных клубов удалось обнаружить заемщика, которого долгое время коллекторы не могли найти ни по одному возможному адресу. И тут произошел курьез: в присутствии сотрудников агентства заемщик выиграл круглую сумму денег, которой с лихвой хватило для возмещения всех долгов. Но такое везение — редкость, а вот бесперспективная просрочка встречается довольно часто. «Был случай, когда одна женщина не смогла выполнить обязательства перед банком по крупному кредиту из-за того, что получила 20 лет лишения свободы за убийство, — вспоминает Александр Перов, — инцидент интересен тем, что здесь банк не в силах что-либо сделать даже путем привлечения коллекторских агентств».

Просрочка с сюрпризом

Самый большой процент возврата (70%) достигается на первой стадии работы с просрочкой — в процессе обзвона: многие клиенты просто забывают внести очередной платеж, заболевают или уезжают в отпуск. Поэтому банкам не имеет особого смысла передавать коллекторам пул кредитов на ранней стадии — выгодней позвонить самим, не тратя лишние деньги на посредников. Некоторые финансовые институты (к примеру, Международный московский банк) берут на себя и следующий этап — личные встречи с заемщиками (20% возврата). «Мы привлекаем коллекторов только в тех случаях, когда речь идет о судебных процедурах», — поделился Дмитрий Мохначев. Хотя есть банки, которые передают просрочку быстро, не утруждая себя предварительной работой. Недавно на одном из интернет-форумов свою историю рассказал заемщик банка «Сосьете Женераль Восток» (БСЖВ). Клиент переводил деньги безналичным путем и, сам того не подозревая, несколько раз просрочил платежи, поскольку деньги пришли позднее по техническим причинам. Накопились штрафы. При этом банк, по словам заемщика, ни разу не предупредил о просрочке. А о своей принадлежности к группе злостных неплательщиков клиент узнал уже от агентства «Секвойя», которой БСЖВ передал задолженность.

Опасная служба

Коллекторы, выезжающие на личную встречу с проблемным клиентом, должны уметь постоять за себя. Бывает, что заемщик не первый день находится в состоянии алкогольного опьянения, причем даже не знает о своем долге: малоимущих любителей выпить часто используют мошенники, оформляя ссуды в магазинах на их паспорта за минимальное вознаграждение. Недоумевающий должник в нетрезвом состоянии может попросту броситься с ножом на сотрудников агентства, испугавшись, что это ограбление.

Журнал «Финанс.» № 13 (150) 3 — 9 апреля 2006 — Банки
Кирилл Гуманков

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.