Андрей Голованов: “Мы платим меньше, чем эфирные телеканалы”

– Прежде всего расскажите о конфликте, который произошел между “НТВ-Плюс” и эфирными каналами.

– Никакого конфликта с каналами нет. Суть в том, что летом печатные СМИ разразились статьями, в которых говорилось примерно одно и то же: несколько каналов совершили уникальную сделку с компанией Warner Brothers, и уже в этом сезоне в их эфире можно будет увидеть такие фильмы, как “Гарри Поттер и философский камень”, “Одиннадцать друзей Оушена”, первую часть “Властелина колец”. Этого просто не может быть: у компании “НТВ-Плюс” со студией Warner Brothers существует договоренность (так называемый out-put deal), согласно которой все фильмы, у которых истекли сроки проката в кино и на видео, в течение одного года смогут идти на “НТВ-Плюс”. И только после того, как заканчивается “окно платного телевидения”, эти картины попадают на эфирные каналы. Hold-back соблюдается очень строго: права на фильм эксклюзивны. Так что вышеупомянутые фильмы могут оказаться на метровых каналах не раньше, чем осенью следующего года.

– Как вообще фильмы попадают в сетку платных каналов?

– Существуют два пути. Во-первых, многолетние договоры с тремя из семи голливудских студий-мейджеров. Это, как я уже сказал, Warner Brothers, a также Sony (ex-Columbia. – “Финанс.”) и XXth Century Fox. B договор входят все новые фильмы, телеправа на которые принадлежат этим студиям. К тому же мы сами выбираем старые картины, которые показываем в эфире второго, непремьерного канала “Киноклуб”. Другой путь – закупка фильмов, которые в России распространяются отечественными дистрибьюторами, приобретающими у иностранных владельцев полный набор прав, начиная от кино и заканчивая телевидением. Они сами устанавливают правила и регулируют, сколько времени фильм будет идти в кинотеатрах, когда будет выпущен на видео и в какой момент попадет на платный канал. Поэтому иногда картины от российских дистрибьюторов мы получаем раньше, чем от мейджеров. Примеры таких покупок – фильмы “Банды Нью-Йорка”, “Пианист”, “Герой” и др.

– Сколько стоят права на показ премьерного фильма?

– Все договоры, разумеется, конфиденциальны, и конкретных цифр называть я не имею права. Могу сказать только, что сегодня мы платим за фильмы гораздо меньше, чем эфирные телеканалы. В тех публикациях, с которых мы начали разговор, с маниакальным упорством называлась сумма в $12 млн. Кто и за что заплатил эти деньги, осталось совершенно неясным. Похоже, что эта цифра вообще взята с потолка!

– Не покушаясь на коммерческую тайну: сколько нулей после запятой стоит в реальных договорах?

– Больше четырех нулей у нас не бывает. Зато такое случается на эфирных каналах. Впрочем, это максимальное количество, чаще сумма бывает гораздо меньше. Все зависит от фильма, от года его выпуска, от того, у кого мы его покупаем и в каком пакете его приобретаем. Могу сказать, что общая сумма закупок кино на обоих наших каналах – “Премьера” и “Киноклуб” – не выходит за рамки $6 млн в год. Премьерные фильмы расцениваются по-разному. Как правило, продающие их студии руководствуются кассовыми сборами фильма. Раньше речь шла о данных box-офисов в США и мире, но теперь налаживается и система отечественного кинопроката, так что иногда критерием служат и данные о том, каковы сборы фильма в России. Ну и, разумеется, премьерные ленты стоят дороже, чем уже побывавшие в прокате эфирных телеканалов. Качество картин второго вида может быть ничуть не хуже, но таковы условия рынка.

– Новые российские фильмы попадут в ваш эфир?

– Мы только начинаем с ними работать. Первой попыткой был фильм “Шик” Бахтиера Худойназарова. В ближайшее время в эфирной сетке появятся “Игра в модерн” Игоря Ефимова и Максима Коростышевского и “Трио” Александра Прошкина, ведутся переговоры и по поводу других лент. Большая часть премьерных фильмов останется зарубежными, но по мере появления интересных российских картин будем закупать и их. Впрочем, некоторые приобрести так и не сможем: есть очень дорогие, раскрученные фильмы, которые уже на этапе своего производства продают эфирным каналам. Последние, как я уже сказал, платят намного дороже.

– “Возвращение” Андрея Звягинцева вы покажете?

– Об этом говорить пока рано. Переговоры по этому поводу еще не велись. l

Журнал «Финанс.» № 27 (15-21 сентябрь 2003) – Отдых
Беседовала Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.