Возможности занять. Чтобы банк предоставил финансирование, он должен хорошо оценить свои риски- изучить финансовое состояние потенциального клиента, его кредитную историю, заработанную прибыль. Так что в зависимости от вида займа корпоративный клиент может дожидаться денег от нескольких недель до года.
Классический способ предоставления финансирования-это кредит. Однако если до лета прошлого года ставки по ссудам корпоративным заемщикам падали, то после банковского кризиса они повысились на 2-3 процентных пункта: кредитные организации стали более осторожны и разборчивы, спрос на ссуды превысил предложение. К новому году рост ставок прекратился, однако дальнейшего снижения пока не наблюдается. Сегодня кредиты корпоративным клиентам обходятся в 14-20% годовых в рублях и 13-16% годовых в валюте.
Из-за высоких ставок ссуды отечественных банков наиболее интересны среднему и малому бизнесу, который не может рассчитывать на «дешевые» зарубежные деньги. Правда, компаниям малого бизнеса получить ссуду довольно сложно, поскольку зачастую у них нет ни кредитной истории, ни залога, который бы устроил банк. Помочь здесь могут специальные госпрограммы, когда государство выступает в роли поручителя, гарантирующего выполнение заемщиком обязательств. Другой вариант-сам банк (как правило, государственный) получает госгарантии по займам, привлекаемым из-за рубежа с целью кредитования малого предпринимательства.
Если предприятию необходимо приобрести товары за границей, можно воспользоваться программами торгового финансирования. Схема выглядит так: российский банк привлекает средства иностранной кредитной организации на покупку оборудования для своего клиента. После этого заемщик рассчитывается с российским кредитным институтом, а тот в свою очередь — с иностранным банком-партнером. Преимущество услуги заключается в довольно низких процентных ставках. Так, при «коротком» кредитовании (от полугода до года) ссуда обойдется в 11-12% годовых в валюте. При «длинных» кредитах (обычно до пяти лет) для заключения сделки требуются гарантии экспортных агентств, но за счет этого ссуда стоит дешевле-10-11% годовых.
Крупнейшие и супернадежные компании (в первую очередь предприятия нефтяной и газовой отрасли, черной и цветной металлургии) могут напрямую кредитоваться за рубежом. Подобную ссуду можно получить под 6-7% годовых в валюте.
Кроме того, крупным предприятиям доступны синдицированные кредиты, которые выдаются сразу несколькими банками, объединяющимися в синдикат (см. «Ф.» №7). Организаторами синдицированных ссуд, как правило, являются либо зарубежные банки, либо их «дочки» в России. Одним из преимуществ подобных займов является эксклюзивность сделки и ее публичность, которая улучшает репутацию заемщика в глазах других потенциальных инвесторов.
При синдикате заемщик получает необходимую сумму сразу от всех финансовых институтов по единой ставке. Такой кредит обойдется дешевле, чем множество двусторонних займов в разных финансовых структурах: ведь по мере получения дополнительных ссуд общая задолженность компании будет увеличиваться, так что новые кредиторы, оценив риски, будут выдавать займы под более высокие проценты.
Однако клиента ожидают дополнительные затраты-вознаграждение организатору и участникам (1-2% от суммы кредита), комиссия агенту, который аккумулирует средства членов синдиката и выдает их заемщику ($10-20 тыс. в год), а также плата за консультацию международных юридических компаний (от $30 тыс. до $60 тыс.).
Кроме того, поскольку кредитная заявка должна быть согласована со всеми участниками, дожидаться денег придется гораздо дольше (от полугода до года), чем при двусторонней ссуде (обычно несколько недель).
Еще один распространенный способ получения заемных средств-облигационные или вексельные займы, организаторами которых выступают банки или другие профессиональные участники фондового рынка. Комиссия за организацию (предварительный анализ, разработка параметров займа, регистрация проспекта эмиссии) обычно составляет 0,5-1,5% от суммы привлекаемых средств, плата за андеррайтинг (размещение)-0,3-1%.
В области ценных бумаг кредитные организации оказывают депозитарные услуги,в частности учет и перерегистрацию прав собственности на них.
Альтернативное финансирование. Воспользоваться услугами финансовой аренды-лизинга-зачастую бывает проще, чем получить кредит. Особенно это касается предприятий среднего и малого бизнеса. Во многих случаях лизингодатели, которыми чаще всего являются специально созданные для этого стопроцентные банковские «дочки», не требуют обеспечения, поскольку залогом является сам товар (он переходит в собственность лизинговой компании до того момента, когда клиент выкупит его по остаточной стоимости). При этом некрупной компании трудно получить кредит в банке на срок больше года, тогда как договор финансовой аренды может быть заключен на 3-5 лет.
Еще одно преимущество лизинга-экономия при уплате налогов: согласно закону «О финансовой аренде (лизинге)», амортизацию оборудования, которое передается в лизинг, можно ускорить в три раза, что позволяет во столько же раз уменьшить сумму налога на имущество. Все затраты, связанные с приобретением оборудования, относятся на себестоимость продукции, так что налог на прибыль для предприятия также будет ниже.
Однако ставка по лизингу, как правило, выше, чем по кредитам (обычно на 2-3% пункта), поскольку лизингодатель сам получает кредит и закладывает определенную маржу.
Другим альтернативным видом финансирования является факторинг-услуга, рассчитанная прежде всего на поставщиков той или иной продукции (дилеров и производителей). Продавец поставляет товар на условиях отсрочки платежа, а с банком (фактором) заключает договор, согласно которому переуступает ему дебиторскую задолженность покупателя. Тем самым продавец пополняет оборотные средства. Как и при финансовой аренде, факторинг чаще всего не предполагает залога. При этом клиент выплачивает банку процент только за тот объем финансирования, который ему потребовался.
Однако подобное финансирование является одним из самых дорогих. Средняя ставка составляет около 23,5% годовых в рублях, хотя услуга может обойтись и в 40% годовых. Вознаграждение фактору складывается из трех составляющих — ставки, платы за работу с дебиторской задолженностью и процентов от суммы счета-фактуры. Так что кредитная организация может привлечь клиента невысокой процентной ставкой, а в результате поставщику придется заплатить в полтора-два раза больше.
Если компания занимается экспортом товаров, то она может воспользоваться услугами форфейтинга. По своей сути этот продукт очень похож на факторинг: банк (финансовый агент, форфейтор) приобретает коммерческие обязательства заемщика (покупателя, импортера) перед кредитором (продавцом, экспортером). Одно из основных отличий форфейтинга заключается в том, что все риски по долговому обязательству переходят к банку без права оборота (регресса) на продавца. Факторинг без регресса используется довольно редко, поскольку кредитным организациям невыгодно брать на себя дополнительные риски. Задолженность по приобретаемым товарам при форфейтинге, как правило, оформляется в виде векселей, причем банк приобретает бумаги на всю сумму долга, а не на 90%, как при факторинге.
Гарантированные платежи. При расчетах между покупателем и продавцом используются также документарные аккредитивы, когда банк по поручению клиента обязуется выплатить поставщику указанную сумму при определенных условиях (представлении соответствующих документов). Таким образом, продавцу гарантируется оплата товара, а покупатель страхуется от приобретения продуктов ненадлежащего качества. Как правило, подобный метод расчетов используется при покупке товаров у зарубежных партнеров, хотя услуга доступна и на внутреннем рынке.
Схема выглядит так: покупатель заключает договор с банком, согласно которому кредитная организация обязуется произвести оплату за отгруженный товар как только поставщик предоставит транспортные и таможенные документы, бумаги, подтверждающие отгрузку и качество продукции. Кредитная организация переводит деньги на счет продавца в тот банк, где он обслуживается.
Аккредитив может быть с покрытием, когда покупатель заранее резервирует в банке необходимую для оплаты сумму. Без покрытия аккредитивы также используются, однако, поскольку в данном случае кредитная организация подвергается рискам невозврата, от клиента обычно требуется залог в виде основных средств, товаров или ценных бумаг. Непокрытые аккредитивы удобнее тем, что деньги компании-покупателя до момента возмещения долга банку остаются у нее в обороте.
Однако кредитные институты могут предложить и другой способ обеспечения исполнения обязательств перед поставщиком-платежную гарантию, которая выдается по поручению покупателя (импортера) продавцу (экспортеру). Основное отличие от аккредитива заключается в том, что кредитная организация выплачивает деньги только в «экстренном» случае-если покупатель отказался платить сам. Услуга, в частности, избавляет от необходимости делать предоплату за товар.
Помимо платежных гарантий банки предлагают и другие. К примеру, гарантии исполнения контрактных обязательств и возврата аванса (выдается по поручению продавца покупателю), кредитная гарантия (выдается кредитору), тендерная гарантия (на случай отказа победителя тендера подписать контракт с заказчиком о поставке товаров или услуг) и таможенная гарантия (применяется в случае отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей). Комиссия, которую взимает банк как за открытие аккредитива, так и за предоставление гарантии, в среднем составляет 0,2% от суммы сделки.
Инвестиции. Что касается размещения временно свободных средств, то в последнее время все большую популярность приобретают услуги доверительного управления (см. «Ф.» №14). Банк или управляющая компания вкладывают деньги клиента в ценные бумаги, формируя для него индивидуальный инвестиционный портфель. В зависимости от стратегии управления доходность может составить от 12 до 50% годовых в рублях, тогда как по депозитам для юрлиц она редко превышает 6-7% годовых. Однако ДУ-более рискованный инструмент, который может принести существенные потери.
Корпоративные программы. Эксперты отмечают, что помимо обычных зарплатных проектов банки все чаще предлагают сотрудникам компании-клиента дополнительные услуги. Так, например, вместо стандартных дебетовых карт, на которые перечисляется зарплата, некоторые кредитные организации выдают кредитный пластик, лимит по которому рассчитывается исходя из зарплаты сотрудника.
Кроме того, в рамках корпоративных программ банки предлагают частным клиентам другие кредитные продукты-ссуды на неотложные нужды, на автомобиль, ипотеку. Преимущество заключается в том, что сотруднику компании получить кредит проще, чем заемщикам «с улицы»: поскольку работодатель выступает в роли поручителя, заявка рассматривается быстрее, кредитор подходит к оценке более лояльно (к примеру, учитывает «серую» зарплату), а лимит по доступной сумме получается выше.
Не выходя из офиса
Наиболее интересными продуктами из серии массовых услуг являются банк-клиент (БК) и интернет-банкинг (ИБ), которые за последние несколько лет стали неотъемлемой частью РКО. Суть услуг сводится к тому, что корпоративный клиент получает возможность дистанционно управлять своими счетами (см. «Ф.» №30, 2004). По функциям БК и ИБ не отличаются, разница лишь в принципе работы: БК доступен только с определенного компьютера, на котором установлено специальное программное обеспечение. Документы создаются в режиме off-line, подписываются электронно-цифровой подписью (ЭЦП), после чего происходит модемное соединение с банком и передача поручения. Основное преимущество ИБ заключается в мобильности: сотрудник компании не привязан к конкретному рабочему месту, поскольку управлять счетами можно с любого компьютера, подключенного к интернету. Программного обеспечения не требуется, операции совершаются на сайте банка, информация сохраняется на его сервере.
Журнал «Финанс.» № 15 (105) 18-24 апреля 2005 — Банки
Кирилл Гуманков
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.