Сегодня покупка автомобилей в кредит стала популярным способом обзаведения достойным транспортным средством. Тому есть несколько причин: во-первых, покупатель получает понравившийся автомобиль сразу, расплачиваясь впоследствии с банком в течение определенного времени — как правило, от полугода до трех лет, зачастую имея возможность погасить долг в любой момент по истечении первых шести месяцев. Во-вторых, суммы, перечисляемые ежемесячно в счет кредита, не превышают 50% от ежемесячного дохода автовладельца, позволяя жить нормальной жизнью во время выплаты кредита, в то время как иной счастливчик, наконец-то собрав средства на покупку «машины своей мечты», не может потом длительное время «оправиться от покупки», отказывая себе в милых сердцу мелочах и раздавая долги.
В-третьих, таким образом легче купить именно ту машину, которая вам нравится, а не ту, на которую «хватает денег». Например, для покупки автомобиля Mitsubishi Carisma стоимостью $13 650 достаточно иметь доход не менее $900/мес., тогда банк выдаст кредит. При этом первоначальный взнос составит $4095, и в течение последующих трех лет покупатель ежемесячно выплачивает $370. В эту сумму включены также все стандартные виды страховок за первый год эксплуатации автомобиля. Кроме «автогражданки»… Вот об этом немного позже.
В-четвертых, и об этом, собственно, пойдет речь, компания, предоставляющая транспортное средство в кредит, берет на себя все вопросы относительно оформления необходимых для использования авто документов. В том числе и таких, как свидетельство о регистрации и паспорт технического состояния (ПТС), выдаваемые ГИБДД. До недавнего времени отлаженная процедура работала безупречно. Страховщики прямо на месте страховали, сотрудники ГИБДД там же ставили на учет. Однако с наступлением июля, а точнее с широко объявленной даты — 1-го числа, вступил в действие закон об ОСАГО, о котором журнал «Финанс.» неоднократно писал. И одновременно с ним — подпункт «з» в пункте 35 Правил о регистрации транспортного средства, гласящий, что отныне наряду с другими документами для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств должны представлять страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности. Иными словами, несмотря на то, что санкции за отсутствие такого полиса будут применяться к автовладельцам лишь с 1 января 2004 года, существует категория граждан, кого необходимость оформления «автогражданки» коснулась уже сейчас. В основном это те, кому нужно пройти техосмотр, а также те, кто обременен проблемой постановки транспортного средства на учет вследствие переоформления или покупки его с рук или через салон либо покупает личный транспорт в кредит. Ибо теперь без наличия полиса ОСАГО невозможно практически ни одно из вышеперечисленных действий.
Еще одним событием, повлиявшим на количество автосалонных услуг, явилось «изгнание» из этого «храма» сотрудников ГИБДД, регистрирующих транспортные средства на месте. Запрет на регистрацию машин в автосалонах был введен по приказу начальника ГУВД Москвы Владимира Пронина. Причина — в нечистоплотности регистраторов, чьи расценки на оформление ПТС и свидетельства о регистрации транспортного средства были сильно завышены по сравнению с официальными. Однако вряд ли станет от этих мер легче тем, кто готов делать покупку в автосалоне и платить за собственный комфорт. Ибо альтернатива — лично выстаивать длинные очереди в межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел (МРЭО), в итоге затрачивая на оформление несколько дней. А в обещания, что количество сотрудников МРЭО в связи с этим увеличится в два раза, а их рабочий день заметно продлится, поверить пока сложно.
Между тем следует задаться вполне закономерным вопросом: а так ли страшен черт? Автокредитование сегодня переживает ощутимый и неуклонный подъем, все новые и новые люди видят в нем возможность решения своих проблем. А поскольку одним из основных преимуществ покупки авто в салоне на таких условиях является полный комплекс услуг по оформлению многочисленных бумаг, возникает еще один вопрос: неужели салоны не придумают ничего такого, что позволило бы им не потерять часть своих потенциальных клиентов?
Оказалось, что дилеры действительно задумывались об этом заранее. Кое-кто, правда, разводит руками, сообщая, что в их салоне «такая услуга, как регистрация, временно приостановлена». А некоторые салоны к июльским нововведениям серьезно готовились и сегодня встретили ситуацию во всеоружии, сменив старые инструменты на новые. В одном из московских автосалонов сотруднику журнала «Финанс.» рассказали, например, что новшества в их компании не касаются оформления автомобилей, приобретаемых в кредит. Если раньше представитель осуществлял оформление документов в ГИБДД по доверенности, полученной от клиента, то теперь при покупке автомобиля в кредит клиент вносит данные сотрудника компании в полис ОСАГО как одного из лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Этого достаточно для того, чтобы компания продолжала предоставлять «полный пакет услуг», а российский кредитный рынок медленно, но верно продолжал свое развитие.
Журнал «Финанс.» № 25 (1-7 сентябрь 2003) — Личные финансы
Анна Чистоделова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.