Боди-арт для манекена

ВЫСТАВКА. Разыграть партию в гигантские шахматы предлагает американская художница Лиза Лидо, чья персональная выставка «Вечные игры» открывается с 3 сентября в залах Музея современной истории России. Красные и синие фигуры величиной в человеческий рост расписаны причудливыми узорами: ладони, карты, черепа. Они застыли в угрожающих позах: мужчины с одной стороны, женщины — с другой, и, кажется, вот-вот ринутся они в атаку, символизирующую по замыслу художницы извечную борьбу полов. В 1995 году инсталляция «Шахматные этюды», состоящая из 32 фигур, расположенных на шахматной доске размером 8 5 8 метров, попала в Книгу рекордов Гиннесса и была признана самым оригинальным проектом в истории современного искусства. Теперь вместе с другими работами художницы — «Тайная вечеря» и «Клонирование» — ее можно увидеть в Москве.

У Лизы Лидо русское имя отнюдь не случайно: она представительница династии князей Долгоруких — тех самых, чье имя связано с основанием Москвы. После событий октября 1917-го семья художницы, находившаяся на дипломатической службе в Китае, в Россию возвращаться не стала, разделив судьбу многих эмигрантов: в конце 1920-х она уехала в Калифорнию, чтобы позже окончательно осесть в Нью-Йорке. В 17 лет Лиза Лидо вышла замуж за композитора Фредерика Холландера, писавшего песни для Марлен Дитрих и музыку для Голливуда. Он, однако, живописные пристрастия жены совсем не разделял. Тем важнее оказалась для художницы встреча с сюрреалистом Сальвадором Дали, на которого работы Лизы Лидо произвели сильное впечатление.

За основу своих инсталляций художница берет обычные манекены, покрывая их загадочными росписями — будто таинственными письменами, боди-артом на пластмассовой коже. А началось все со случайной просьбы родственницы Лизы Лидо, которая в 1960 году попросила помочь ей в оформлении витрины. Ее работа имела такой успех, что посетители в изумлении останавливались перед расписными фигурами.

…»Тайная вечеря» способна, пожалуй, даже шокировать. Хотя бы тем, что все 13 фигур, стоящих за длинным, напоминающим гроб столом, отчетливо женские. Идеальные силуэты, небесно-голубые, лишенные выражения лица — «апостолы» Лизы Лидо отрешенны, надмирны и чуточку надменны. Их тела покрывает тончайшая вязь — сюрреалистическая загадка, составленная из символов добра и плодородия. А в центре композиции — женщина-Спасительница, которая примирительно протягивает «Иуде» оливковую ветвь. «Я всегда рисую на своих фигурах что-то, внушающее надежду, — говорит Лиза Лидо. — Поищите!».

Журнал «Финанс.» № 32 (73) 30 августа — 5 сентября 2004 — Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.