Практически в любой ERP-системе существует модуль, отвечающий за управление цепочками поставок. Однако на рынке неплохо себя чувствуют и отдельные программные продукты, предназначенные для оптимизации логистической деятельности. Данных по объему отечественного рынка SCM-систем пока нет. Однако эксперты оценивают его объем в несколько десятков внедрений в год. А вот объем мирового рынка SCM-систем (Supply Chain Management — управление цепочками поставок), по прогнозу аналитического агентства IDC, составит в 2006 году $19 млрд.
SCM-приложения могут использоваться в работе любого крупного предприятия с производством на склад и на заказ. Такие системы отслеживают движение товаров по всей логистической цепочке, которая может начинаться поставщиком или дистрибьютором и заканчиваться магазином. Причина популярности SCM проста — они позволяют снижать издержки, соответственно и конечную цену продукта. В частности, низкие цены в магазинах торговой сети Wal-Mart объясняются в том числе эффективным использованием логистической системы. Дмитрий Писарев, ведущий технический специалист IT-департамента одного из крупнейших российских дистрибьюторов OCS, рассказал «Ф.», что его компания просто не смогла бы работать без логистической системы. «Блок SCM позволяет отслеживать обеспечение закупок, состояние заказа с момента его размещения у поставщика и до прихода товара на транзитные склады компании, — говорит Дмитрий Писарев, — управлять транспортными потоками, формировать перевозки между складами, анализировать состояние транзитных и внутренних складов». Вячеслав Закусилов, руководитель практики Manhattan Associates компании «Корус-консалтинг», сравнивает стыки звеньев цепочки поставок с «черными ящиками» издержек. «Тогда логистические приложения — это инструмент для расшифровки и последующей оптимизации этих черных ящиков», — размышляет он. В России представлены SCM-системы i2, IFS, «Алгоритм АКС», «ДатаКрат», «ИВС», «Сервис Плюс».
Разумеется, внедрение SCM-системы не решает всех проблем, связанных со снабжением и поставками. Например, в случае с международными перевозками слабым звеном остается таможня, поскольку заранее рассчитать затраты на прохождение груза через границу порой просто невозможно. Чиновники зачастую классифицируют груз совсем в ином качестве, нежели предполагал его владелец (например, не как запчасти, а как отдельные товары), облагая не предусмотренной в расчетах пошлиной.
Блочная анатомия. Функциональность SCM-систем делится на два основных блока: планирование цепочек поставок (SCP) и их исполнение (SCE). В SCP входят компоненты, отвечающие за формирование календарных графиков, прогнозирование спроса и поставок продукции. В этом аналитическом блоке снабжение планируется на «высоком» уровне — разрабатывается сеть поставок, моделируются сценарии развития ситуации при различных модификациях сети, сравниваются плановые и текущие показатели. Модули планирования спроса и заказов для торговых предприятий интегрированы с дистрибьюторским центром и складами. У них есть шлюзы для взаимодействия с компьютерно-кассовыми системами (POS-терминалами). Также SCM-системы можно интегрировать с программами для управления и анализа промо-акций.
Блок SCE отвечает за функции транспорта и склада. В его задачи входит определение оптимального маршрута перевозки товаров или сырья. При этом система исходит из таких критериев, как срок поставки, стоимость перевозки и погрузочно-разгрузочных работ. Тут же осуществляется мониторинг доставки. Благодаря этому сотрудник в режиме онлайн может определить местонахождение товара и предполагаемое время прибытия. Для отслеживания товара в пути в SCM-системах предусмотрены программные инструменты для работы со спутниковой навигацией (GPS) и радиочастотной идентификацией (RFID). Также в России для контроля за транспортировкой применяется мобильный интернет. Например, сопровождающий груз сотрудник по приезду в очередной город соединяется с соответствующим модулем SCM-системы и вводит код, характеризующий статус поставки: прибыл, приступил к разгрузке или завершил ее.
Наконец, в блоке SCE предусмотрена функциональность для управления складом. Иногда она устанавливается как отдельная WMS-система (Warehouse Management System — система управления складом). Это приложение предназначено для создания правил складирования и упаковки товаров, контроля за состоянием запасов и складских площадей. В России представлены продукты от компаний «Солво», i2, «Бухта», Manhattan. Внедрять отдельную WMS-систему стоит, если потребности компании ограничены «складочными» функциями и остальные возможности полноценного логистического приложения просто не будут использоваться. Кроме того, система управления складом обойдется компании дешевле SCM. Если затраты на приобретение и установку WMS-приложения составляют $15-50 тыс., в то же время стоимость лицензий и интеграции SCM-системы для предприятий среднего и крупного бизнеса начинается от $100 тыс.
Трудности внедрения. Логистическое приложение желательно устанавливать «поверх» ERP-системы с максимальной степенью интеграции. Ведь реализация SCM-концепции предусматривает высокий уровень организации бизнес-процессов и единое информационное пространство внутри корпорации. Однако у сценария «сначала ERP» существует альтернатива. Современные SCM-системы вполне «независимы», обладают достаточным инструментарием для планирования и управления бизнес-процессами и могут брать информацию даже из Excel. Например, корпорация Dell не использует ERP, ограничиваясь функциональностью SCM, что не мешает ей оставаться одним из мировых лидеров на своем рынке.
Другой вопрос, что использовать для автоматизации управления цепочками поставок — логистический модуль комплексной системы или отдельный SCM-продукт. Если в компании уже установлено типовое ERP-решение, то дополнительная функциональность обойдется дешевле отдельной логистической системы. В таком случае исчезает проблема интеграции SCM-системы с ERP. «Это дает компании ряд преимуществ, — размышляет Александр Фетисов, консультант интегратора GMCS, — например, формирование цепочек поставок с учетом планов продаж по клиентам и регионам, анализ в SCM-модуле предложений из CRM-системы (управления взаимоотношениями с клиентами. — «Ф.») и, следовательно, оптимизацию поставок с учетом будущих требований». Однако модули «Логистика» в ERP-приложениях зачастую обладают достаточно скромной функциональностью и предназначены для решения базовых задач без учета отраслевых и специфических особенностей компании. Этого может оказаться недостаточно, если в себестоимости продукции большую долю занимают издержки на работу с дистрибьюторами или поставщиками.
Основные трудности внедрения SCM-системы связаны с российскими реалиями. Так, Дмитрий Шехватов, заместитель генерального директора IFS Russia & CIS, главной проблемой называет непосредственно интеграцию: «Много задач уже решает унаследованное программное обеспечение, и SCM-приложение должно быть интегрировано с ним. Только так система сможет оперативно получать и обрабатывать информацию из существующих источников данных». Другим риском он называет возможную неготовность организации к внедрению комплексной системы и необходимости менять сложившиеся бизнес-процессы. «Главная проблема при внедрении была не в системе, а в необходимости менять способ мышления и работы сотрудников», — вторит ему Роберт Кепчинский, менеджер по системе управления цепочкой поставок в «Oriflame Россия». Наконец, Илья Пантелеев, генеральный директор интегратора «АНД Проджект», одной из типичных проблем называет необязательность поставщиков: «Они могут задержать поставки, а применение технологии SCM подразумевает, что все участники цепочки поставок должны работать «как часы», по заявленному графику». Сложности возникают и с другой извечной российской проблемой — дорогами.
Эффективность по выбору. Внедрение SCM-системы позволяет значительно сократить издержки. «При правильном использовании логистические решения позволяют уменьшать складские остатки до 1-2 рабочих дней, — рассуждает Илья Пантелеев, — сокращать операционные и транспортные расходы, работать в соответствии со спросом на рынке». А Андрей Иолтуховский, коммерческий директор i2 СНГ, рассказал, что основным показателем эффективности внедрения SCM на металлургическом комбинате «Северсталь» был рост прибыльности портфеля заказов на 5% в результате его оптимизации.
Журнал «Финанс.» № 5 (142) 6-12 февраля 2006 — IT+финансы
Родион Насакин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.